"Актриса Лидия Шапоренко даже из жизни ушла красиво" |
Назад |
Она срывала спектакли, не являлась на репетиции, и режиссер готов был убить ее. Но Лидии Федоровне все прощали за ее уникальный талант и золотую душу.
23 июня исполнилось три года со дня смерти талантливейшей пензенской актрисы Лидии Федоровны Шапоренко. Увы, событие это осталось незамеченным. 17 сентября актрисе исполнилось бы 60 лет. Мы говорим о Лидии Федоровне как о живой и посвящаем ей этот материал. С любовью... В декабре 1993 года областной драмтеатр отмечал 200-летие. Был устроен торжественный вечер. Один за другим на сцену выходили актеры. Когда объявили фамилию Шапоренко, зал взорвался аплодисментами. Ей кричали "браво", долго не отпускали. Иначе и быть не могло. Ее любили: и в театре, и по ту сторону рампы. В тот вечер она поднялась на пензенскую сцену в последний раз. Приказ о ее увольнении был подписан 31 января 1994 года... Лидия Федоровна родилась в совхозе "Буденный" Николаевской области. В театре до сих пор ходят легенды о ее образовании: одни считают, что она окончила "Щуку", другие - ГИТИС. В архиве театра мне удалось найти чудом сохранившуюся личную карточку. В ней черным по белому написано, что Шапоренко окончила студию при Ставропольском театре. Молодой актрисе повезло: ее пригласили в Москву. Какое-то время она работала в Театре имени Гоголя, снималась в кино. Пять фильмов с участием Шапоренко можно отыскать в архиве "Мосфильма". Ее партнерами были Василий Лановой и Георгий Юматов. Фотографии Лидии появлялись в театральных журналах. Столица баловала молодую актрису: банкеты, застолья... Московский период продлился 10 лет. Великие режиссеры как-то не нашлись, ей все чаще предлагались вторые и третьи роли в театре. Потом родилась Леночка. В конце концов, Лидия решила, что лучше быть первой актрисой на периферии, чем никакой в столице, и вернулась в Ставрополь. Там ее нашел Семен Моисеевич Рейнгольд, будущий главный режиссер Пензенского театра. Он-то и пригласил актрису в начале 70-х годов в наш город. Местные театралы подтвердят, что "на Шапоренко" ходили так же, как в Москве "на Доронину", а в Ленинграде - "на Фрейндлих". Она играла почти в каждом спектакле театра. Кажется, у Шапоренко было все: и популярность, и любовь, но чего-то ей все-таки недоставало, ибо за ней, как "сумасшедший с бритвою в руке", шла болезнь - алкоголизм. Кто ответит, почему пил Высоцкий или Даль? Почему в России чем талантливее человек, тем трагичнее его судьба?.. Однажды на гастролях Пензенского театра в Саранске она, будучи в запое, играла в спектакле "Веер леди Уиндермир". Играла так, что публика кричала "браво". Речью она владела великолепно, зрительный зал только на нее и смотрел. А выходя за кулисы, падала на руки помощника режиссера. Она срывала спектакли, не являлась на репетиции, и режиссер готов был убить ее. Но Лидии Федоровне все прощали за ее уникальный талант и золотую душу. Лидия Федоровна отличалась редкой красотой и никогда не страдала от отсутствия мужского внимания. К сожалению, ее второй муж в приступе белой горячки ушел из жизни добровольно, выбрав петлю. В предсмертной записке он попросил: "Берегите Лидочку!" Судьба пыталась ее хранить, послав новую любовь. Актрисе было уже под пятьдесят, а ее возлюбленному вдвое меньше. Мальчик боготворил ее, носил на руках в прямом и переносном смысле. Он был с ней рядом всегда: и в моменты радости и просветления, и когда подступала депрессия, выливавшаяся в очередной запой. "Сумасшедший с бритвой в руке" шел за ней, лишь на время давая передышку. Она пыталась уйти от преследования, уезжая то в Смоленск, то во Владимир. Но еще никому не удавалось убежать от самого себя. В последние пензенские годы Шапоренко мало играла на большой сцене театра. Перед уходом она блеснула в спектакле "Гусарская элегия". Тогда, в 80 - 90-е годы, актриса работала в основном на Малой сцене в музее Мейерхольда. В начале 1994 года, пытаясь сбежать от "сумасшедшего", она уехала к дочери в Первоуральск. Лидия Федоровна прощалась с Пензой не навсегда, но судьба распорядилась по-иному... Режиссер из Первоуральска специально для нее поставил спектакль "Разве можно не любить Памелу?" Когда актриса репетировала главную роль, то почувствовала, что с ней творится неладное. "Часть пищи не проглатывается до конца, мне приходится выливать ее из себя, - писала Лидия Федоровна своей пензенской знакомой, - хожу практически голодной". Она поняла, что заболела, но к врачам не обращалась, потому что мечтала сыграть Памелу во что бы то ни стало. Только после премьеры Лидия Федоровна легла на обследование. "Поступила я в больницу весом 47 кг и 300 г в одежде. Через месяц весила 45 кг 300 г, сейчас - 43", - писала она подруге. Медики поставили диагноз: злокачественная опухоль пищевода. Нужна была операция стоимостью в полтора миллиона. У нее таких денег отродясь не было. Их собирали всем миром: через объявления в газете, по радио... После операции она прожила недолго. Но до последних дней встречалась с людьми, улыбалась, разговаривала... Вечером она вымылась, сделала маникюр и педикюр, надела чистое белье и сказала дочери: "Завтра я умру. Я готова. Сделайте мне только прическу". Наутро ее не стало. Она ушла легко, красиво и увела с собою "сумасшедшего с бритвою в руке", чтобы нам, талантливым и не очень, дышалось легче... /Ольга АЛЕКСАНДРОВА, "Молодой ленинец", N28 от 25 августа 1999 г., по амтериалам сайта //publish.pnz.ru/ |