О ФИЛЬМАХ...
О ФИЛЬМЕ "ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ"

Пресса, которая вообще чрезвычайно тепло отозвалась о работе актеров, ни разу почти не упомянула об актере Консовском в роли Кузьмы.
И это несправедливо. Роль исполнена превосходно.
Это — не легкая роль. Образ "кухаркина сына", "гадкого утенка", влюбленного в недосягаемую для него красавицу, подвергающегося осмеянию маменькиных сынков и вырастающего вдруг в подлинного героя, в бойца, попавшего в логово врага и бросающего этому врагу слова, полные гнева и революционного достоинства, — трудная роль. Шаг за шагом ведет Консовский сложный рисунок этой роли.
Вот прощание с матерью перед уходом на баррикады. Маленькая каморка, слабенькая старуха, обнимающая сына, умоляющая его не уходить, и сын, набрасывающий на плечи шинель:
— Я должен идти.
Вот превосходный проход с Леной Леонтьевой по переулку (режиссерски это одна из лучших сцен картины). Кузьма влюблен. Он бессвязно бормочет, он называет себя Арнольдом, он готов врать и болтать. Он почти Хлестаков в этой сцене.
[...] И, наконец, стан врагов. Игра на биллиарде. Кузьма, рыжий гимназист, сидит в уголку, сгорбившись, с винтовкой в руке. Случайно разговор заходит о нем.
— Кто ваш отец? Чем он управляет?
— Магазином, — лепечет Кузьма.
Он врет. Старая, гимназическая, воспитанная годами приниженность "кухаркиного сына" еще жива в нем. — Но вот — новая обида, и Кузьма бросается на врага. Удар кулака — Кузьма падает. С секунду стоит он, прижимая разбитую руку к губам, маленький, одинокий, сдерживающий рыдания Этот момент сделан Консовским превосходно. Великая ненависть загорается в его глазах, великая сила появляется в жестах. Он отбегает. В руках у него биллиардный шар.
— Я ненавижу вас, лавочники проклятые, — кричит он, — да, да. Отец мой — рабочий. Мой брат — большевик. И я горжусь ими. Горжусь ими.
Биллиардный шар летит в лампу. Тьма. Площадь. По площади бежит Кузьма. Выстрел. Кузьма падает. Поднимается. Он стоит во мраке осенней ночи. Полы его шинели трепещут на ветру. Он падает снова. В воду. Взлетают брызги. Неясный плеск. Кузьма мертв.
Эта сцена — большая и сложная победа молодого актера. [...]
ГАБРИЛОВИЧ T. Несколько замечаний // ИК.1937. № 3.

********************************

О ФИЛЬМАХ "ЗНАМЯ ПАРТИИ" И "ЛНИН. ПОСЛЕДНИЕ СТРАНИЦЫ"

Речь идет о прочтении Алексеем Консовским — хорошо известным радио-, кино- и театральным актером — рукописей В. И. Ленина, положенных в основу научно-документальной кинодилогии — "Знамя партии", "Ленин. Последние страницы". Эта работа поразила наше внимание не только своей высокой культурой — она была воспринята, как отражение своеобразного творческого процесса. [...]
Вообще Консовский имеет в этом смысле уникальный опыт. Он, пожалуй, единственный из актеров, кто всерьез, постоянно и непосредственно обращается к прочтению документа, а не только комментирует документальные события.
БЛЕЙМАН М. Кинодилогия о Ленине // ИК. 1967. № 8.

********************************

О "ЗОЛУШКЕ"

"Золушка", которой вот уже 30 лет, до сих пор популярна. Правда, с ролью принца у меня были связаны некоторые трудности. Во-первых, до этого мне приходилось играть в основном — в классовом смысле — неимущих. Во-вторых, киностудия Ленфильм вначале проявляла некоторое недоверие к моему возрасту, мне тогда было за тридцать, а на экране я обязан был выдать 16–17 лет. В конце концов, при замечательном усердии оператора Е. Шапиро и режиссера Н. Кошеверовой и М. Шапиро мне удалось "помолодеть". Сказочный образ труден для актера: надо очень верить в то, что делаешь, как верят дети в свою игру, — с удивительной отдачей и совершенностью наивности фантазии. [...]
[...] …поиски творческого разнообразия привели меня в лабораторию портретного грима. В плане эксперимента было предложено попробовать меня на роль Н. В. Гоголя в фильме "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". На грим Гоголя замечательный гример В. Яковлев тратил 3 часа времени. Уже во время грима начиналось постижение образа, работа над ролью. Надо было, посматривая на лучшие портреты Гоголя, все время на них оглядываться, ловить направление его взгляда, настраивать себя, как скрипку, в ожидании момента, когда и у тебя засверкают в глазах этакие чертики... Потом оператор Сергей Урусевский нужным образом осветил меня, нашел точный ракурс. И Гоголь был зафиксирован на кинопленке.
В ту же пору когда меня гримировали на Гоголя, шли подготовительные работы по фильму "Лермонтов". Возникло огромное количество претендентов на главную роль. Утвердили меня, но условно: нужно было хоть с каким-нибудь актером снять уходящую петербургскую зиму.
В зимнем Ленинграде меня снимали впрок, спиной — проходы, общие планы. Не скоро я перешел от общего плана к крупному... В начале Отечественной войны съемки "Лермонтова" прекратились. Я был в армии, на трудовом фронте, в Бородине. Потом работа над фильмом возобновилась. В трудных военных условиях все же были найдены возможности закончить картину.
После войны Сергей Герасимов задумал фильм о Пушкине и решил пробовать меня на главную роль. Картина, к сожалению, не была снята. Но, во всяком случае, в моей биографии было и это — пробы грима на роль Пушкина.
КОНСОВСКИЙ А. В кадре и за кадром // СЭ. 1968. № 22.

********************************

Каждой Золушке нужен принц, а у самой любимой Золушки, очаровательной Янины Жеймо, принц может быть только один — Алексей Консовский.
В той старой шварцевской сказке счастливо сложилось всё: актёры, художник, музыка… Кажется, только такому королю, каким он запомнился в исполнении неподражаемого Эраста Гарина, под силу мудро и справедливо править сказочным королевством. Только такая мачеха, как великая и несравненная Фаина Раневская, способна быть одновременно вредной, смешной и удивительно обаятельной. И только таким, как Алексей Консовский, с его безупречными манерами и бархатным голосом, может и должен быть настоящий сказочный принц.
Вторично с драматургией Шварца Консовскому довелось встретиться спустя двадцать лет в фильме «Обыкновенное чудо», где он сыграл Волшебника. Но его выразительный голос, способный передать тончайшие нюансы человеческих чувств, мы слышали ещё много-много раз по радио, в дублированных иностранных фильмах и, конечно, в знаменитых мультфильмах: «Аленький цветочек», «Храбрый портняжка», «Капризная принцесса», «Стойкий оловянный солдатик»…

********************************

По материалам сайтов www.russiancinema.ru, www.bibliogid.ru



Hosted by uCoz