"Как уходили кумиры" |
>1 |
Ему не понадобилось много времени, чтобы заслужить всеобщее признание и стать кумиром для своих зрителей. Он только появился на экране и сразу же завоевал огромную популярность у всей страны.
Борис Васильев, писатель: -Он был солдатом, потом он был на целине. Это сделало его известным по всему Советскому Союзу. Девушки забрасывали его цветами, собирали коллекции его фотографий. Письма от зрителей он получал мешками. Таким количеством поклонников может похвастаться далеко не каждый актер. Ему это удалось и, казалось бы, без труда. Его киногерои были немного наивными, непутевыми, но удивительно обаятельными. Его успех в будущем казался бесспорным, но в судьбе этого актера многое сложилось непросто. Друзья и коллеги по сцене говорили потом:"Его жизнь словно состояла из двух частей: в первой интересная работа, признание, потрясающий успех, а потом череда разочарований, невостребованность и тяжелые переживания." Борис Поюровский, критик, театровед: -Он конечно тяжело уходил из жизни. Один удар, потом второй удар- это конечно все было тяжело. Роль, о которой он мечтал, ему довелось сыграть, но всего лишь один раз. Несмотря на множество талантов, он годами не находил себя в творчестве. Говорят, что путь этого человека оборвали переживания- он не смог вынести душевную боль и покинул своих зрителей навсегда.Звали актера Леонид Харитонов. Б. Поюровский: -Леня происходил из очень простой семьи, из крестьянской семьи, но их родина- это какая-то пограничная часть между Псковом и Новгородом, обыкновеная деревня. Я потом там был, в этой деревне, там еще жили его родственники. Чудные люди такие- добродушные, скромные, трудолюбивые. Но его мама была человеком невероятной энергии. Это была очень бедная семья, но в результате революции они стали еще беднее. И когда начался страшный голод, все это раскулачивание, знаменитая статья Сталина "Головокружение от успехов", 1929 год, она первая уехала в Ленинград. Позже в Ленинград перебралась вся семья Харитоновых. Мама стала врачом, а отец инженером. Кем будет их сын, они не загадывали, хотя еще в школе про Леню говорили "Артист!" Он всегда оказывался непременным участником всех самодеятельных спектаклей. Одноклассники к этому привыкли. Б.Васильев: -Это был очень милый, открытый человек, очень искренний.Лицо такого грешного русского ангела и лукавого. Спустя много лет Харитонов признался друзьям: после девятого класса он экзаменовался в настоящей театральной студии, его готовы были принять, но ему еще предстояло закончить школу. А через год, получив долгожданный аттестат, Леня удивил всех знакомых, которые прочили ему актерское будущее- поступать он отправился на юридический факультет университета. Б. Поюровский: -Когда он кончил школу среднюю, там, в Ленинграде, он поступил, и довольно успешно, в Ленинградский университет на юридический факультет, проучился там целый год, и учился успешно. Он хорошо сдал сессию. Но в ту пору в Ленинградском университете был замечательный студенческий театр. Кира Головко, актриса: - Он начинал учиться на юридическом отделении университета в Ленинграде. Позже Харитонов рассказывал друзьям, что поступать на актерский он попросту испугался. Уж если становиться артистом, то замечательным, а смогу ли я, думал юноша. Но от судьбы оказалось не уйти. Студенческий театр при университете сделал свое дело. Б. Поюровский: -И вот Леня по истечении года переходит на актерский факультет школы-студии Художественного театра. Художественный театр в это время приехал туда на гастроли, проводил там набор. Там были традиционные наборы во дворце Станиславского. Он попробовал свои силы, сразу же был принят, с первого, что называется предъявления.Тогда поступил вместе с ним Леня Губанов, это все был один набор. И выпустились они уже в 54-ом году. Так для Леонида Харитонова начался путь в кино и на сцену. Впрочем, киноведы и театральные критики, досконально изучившие биографию актера, утвеждают, что любовь к театру- не единственная причина, по которой юноша покинул университет.... Рассказывают, что однажды во Владимире люди наблюдали такую сцену: толпа народу буквально несла на руках автомобиль, в котором сидел Харитонов. Несколько тысяч поклонников решили таким образом выразить признательность своему кумиру. Б. Васильев: -Девочки буквально выпрыгивали из платьев, увидев Леню, орали, кричали, вскакивали на стулья, когда он выступал, не давали ему говорить.Его спросили, как ты так работаешь, на что Харитонов ответил:"Да это они такие безумцы.Я сейчас выйду на сцену, буду молчать, а они будут орать и аплодировать. Хочешь?" И вышел на сцену. И молчит. Бешеные аплодисменты, полный восторг. Он улыбнулся, и зал взревел, буквально взревел от восторга. Удивительно, но такой успех пришел к молодому актеру практически сразу- фильмы про Ивана Бровкина сделали Хартонова известным на всю страну. Б. Васильев: - Актер живет своей славой. Больше питания актеру нет, не существует. Только слава. А слава у него была всесоюзная. И поэтому его с восторгом принимали. И он терпел эту самую славу. В конечном итоге просто терпел. Б. Поюровский: -В школе-студии я не могу сказать, что никогда, но очень редко разрешали студентам на четвертом вот курсе попробовать свои силы и начать сниматься в кино. Но для Лени было сделано исключение. Он снялся в фильме у Басова "Школа мужества" по Гайдару. Это был занятный такой очень фильм, там снимался и Марк Бернес, и другие очень известные актеры, и это был фактически его кинематографичесий дебют, который не прошел незамеченным. И после этого начался такой "большой вальс"- он в течение нескольких лет, я боюсь сказать сейчас точно, вероятно четырех, максимум пяти лет, снялся во всех своих главных фильмах, то есть он потом тоже снимался до конца своих дней, но это были уже не те фильмы. Б. Васильев: -После "Школы мужества" он уже стал более-менее известен, но не очень еще популярным был, а после "Ивана Бровкина" он стал просто узнаваем всеми абсолютно. Молодой актер умел покорить зрителя природным обаянием, одним взглядом. От поклонников не было отбоя. Удивительно, но желающих критиковать его работу не нашлось. Харитонова полюбили сразу. Люди, наблюдавшие за ним у экранов, и не предполагали, что перед ними несостоявшийся юрист. Б. Поюровский: -Существует такая версия- Леня не очень ее развивал- что когда он закончил первый семестр первого курса ЛГУ, его пригласили в соответствующую организацию и предложили заключить контракт на сотрудничество с тем, чтобы готовить его для разведки. Но он почему-то решил, что он для этой деятельности не подходит, и не согласился. Может быть, в какой-то степени поэтому он и ушел из ЛГУ. Может быть, я боюсь вам сказать, я на эту тему никогда с ним особо не говорил. Но версия такая существует. Леня считал, что это ему не могли простить до конца его дней. За свою жизнь Хартонов объездил полстраны, а вот за границей так и не побывал. Театры, в которых он служил, отправлялись в зарубежные гастроли, а его никогда не брали. Харитонов почему-то числился невыездным. Впрочем, это обстоятельство не особенно печалило актера. Его творческий взлет был настолько стремительным, что работы хватало на родине, особенно в юные годы. Первый успех Леониду Харитонову принес фильм "Школа мужества", а снятый вслед за ним "Солдат Иван Бровкин" прочно укрепил за ним звание нового кумира публики. Рассказывают, что во время съемок этого фильма Харитонову разрешили носить военную форму, чтобы у актера было время к ней привыкнуть. В этой одежде его однажды остановили патрули на улице и доставили в военную комендатуру за неуставной вид. Недоразумение быстро выяснилось, и актера сразу же отпустили. Это был, пожалуй, единственный случай, когда Харитонова попросту не узнали. К. Головко: -Помню его по "Ивану Бровкину". По фильму и потом в театре.. У него конечно была тогда благодаря этому фильму колоссальная популярность в то время. Его узнавали. Когда ездили на гастроли, то вокруг него всегда толпился какой-то народ, интересовались им. Б. Поюровский: -Этот фильм , особенно первая его часть, по тем временам имел просто небывалый прокатный успех. Его смотрели все и по несколько раз. Он стал "культовым персонажем". Я думаю, что он пришел на смену Ване Курскому, которого играл до этого Петр Алейников. Это появился другой персонаж, другой герой, такой непутевый, не очень спортивный, не очень складный, не очень организованный, но во всем этом было какое-то свое необычайное обаяние. За миловидной внешностью Леонида Харитонова скрывалось огромное природное обаяние. Именно это качество помогало ему без труда покорять зрителей. К. Головко: -Он конечно был очень талантливым мальчиком. Я его вспоминаю, вот этот Иван Бровкин, его узнавали на улице. Он был очень маленького роста. Я бы с ним наверное и не могла бы играть ничего, потому что я дылда такая была, а он маленького роста, но складненький. Очень добрые глаза у него были, всегда он приветливый, всегда он веселый был. Но так складывалось.. Он же из спектакля в спектакль играл, несмотря на маленький рост, но его обаяние, его открытость, темперамент у него был.. В общем очень конечно способный человек. Б. Поюровский: -Я даже не могу сказать, что он был так хорош собой. У него была обыкновенная фигура. Скорее он был субтильный, курносый. Даже песня у него такая была "чуть курнос, ну и что ж, чем я парень нехорош". Но тем не менее признание и признательность были безграничны. В фильмах Харитонов сам озвучивал своих героев. Его голосом они не только говорили, но и пели. Голос у актера был задушевный, но при этом самый обычный. Б. Поюровский: -Был такой случай- он неверно иногда интерпретируется- когда снимался "Солдат Иван Бровкин", там были песни, которые должен был петь герой. И режиссер решил по просьбе Мдивани, автора сценария, обратиться к Сергею Лемешеву, с русским оркестром записать эти песни, это бы звучало дейтсвительно божественно, у Лемешева был великолепный тенор, он прекрасный исполнитель русских народных песен. Режиссер хотел, чтобы обаяние Ивана Бровкина дополнил блестящий вокал. Б. Поюровский: -Лемешев прослушав музыку и текст этих песен, и то, как Леня их исполняет. сказал:"Вы знаете, я не стану записываться. Дело в том, что Иван Бровкин консерваторию не кончал, и нужно, чтобы он пел вот так вот, как он поет." Многие говорят, что Лемешев будто бы не захотел петь эти песни. Он не не захотел- они ему очень нравились, он захотел, чтобы их пел Леня, потому что считал, что это будет важнее для фильма. И это оказалось верным. В 50-е годы Харитонов особенно много снимался в кино, но работал он по-прежнему во МХАТе. Этот театр сыграл большую роль не только в его творчестве, но и в самой жизни. Б. Поюровский: - Вообще если бы меня спросили, как выразить главную его тему, что было самым существенным в его творчестве.. Он конечно был тот самый Емеля, который сидит на печи, или Иванушка-дурачок, такой с хитрецой, со смекалкой.. Он плоть от плоти своего народа, он был очень национальный актер, он был очень русский актер. Позже стали говорить, что со МХАТом у актера связаны самые светлые воспоминания и большая трагедия. В театре молодого Харитонова ожидали многочисленные роли, но даже если он выходил на сцену в массовке, зрители узнавали "Ивана Бровкина" и сразу же начинали аплодировать. По уровню популярности Харитонов мог соперничать с признанными актерами того времени. Маргарита Юрьева, актриса: -Мы как-то были на гастролях, и там "Мертвые души" играли. Гостиница была на площади.. это было на юге, по-моему, на Украине, в каком-то городе... Балконы гостиницы выходили на площадь. Уже утром там стояла толпа людей, которые жаждали увидеть своих любимых артистов. На балкон вышел Алексей Николаевич Грибов... М. Юрьева: - Вдруг вышел Леня, и вся толпа стала кричать "Ха-ри-то-нов, Ха-ри-то-нов".. Грибов потом всем рассказывал этот случай, что вроде я, говорит, был такой знаменитый, такой артист, но тут никакого успеха не имел в данном случае.. Б. Поюровский: -Многие писали в Москву "Москва. Леониду Харитонову" или "Москва. Кремль. Солдату Ивану Бровкину", и письма эти доходили, это были мешки с письмами. Конечно он не мог отвечать на все эти письма.. Он это поручал своей маме, которая охотно с этим справлялась, какие-то письма он отдавал свим друзьям, с тем, чтобы мы отвечали, потому что он считал, что оставлять эти письма без ответа нельзя. Особенно это было с 1955 по 1960 год.. Неудивительно, что при такой популярности Харитонова осаждали толпы поклонниц. Впрочем, коллеги по сцене утверждают, актер и сам был довольно влюбчивым. У народного кумира случались романы, но когда они заканчивались, то как ни странно отношения часто перерастали в дружбу. Леонид Харитонов был женат трижды. Его супруга актриса Джемма Осмоловская родила ему сына, но этот брак впоследствии распался. Последней женой актера стала студентка школы-студии МХАТ, где Харитонов преподавал. Б. Поюровский: -Он поступил в аспирантуру в школе-студии МХАТ и стал готовиться к педагогичесской карьере у того же Виктора Карловича Ванюкова, у которого он занимался. Он окончил с отличием аспирантуру и стал педагогом школы-студии. Так что среди его учеников много известных актеров, которые тогда были студентами школы-студии МХАТ. Он очень увлекался этой работой. За несколько лет вышло с десяток фильмов с Харитоновым в главной роли. Актер искал себя. Он уходил из МХАТа, но ненадолго. Несколько сезонов он проработал в Ленкоме и Театре имени Пушкина, а затем вернулся на прежнее место в академический театр. Б. Поюровский: -Он играл и Алешку, вот этого беспризорника в "На дне" Горького, он играл в пьесе Солынского "Забытый друг", но такую первую значительную работу он сделал в современной пьесе Виталия Раздольского "Дорога через Сокольники". М. Юрьева: -Вот я играла вместе с ним в "Днях Турбиных" Булгакова, я Елену играла, он Лариосика, он был очарователен. Хотя он не был уже таким молодым, но играл замечательно.. И очень хорошо играл в "Мертвых душах", хотя до этого были Чичиковы, я считаю, что он был лучше даже.. Немногие знали о том, что у Леонида Харитонова есть заветная мечта- роль, которую он очень хотел сыграть. Актер был уверен, что задуманный образ ему под силу, и обязательно понравится зрителю в его исполнении. Заветную роль Харитонов все же сыграл , правда, единственный раз в жизни. С годами Харитонова стало все чаще подводить здоровье. В молодости актер полностью отдавал себя съемкам, сцене, новым ролям. Юность всегда беспечна, в этом смысле Харитонов не был исключением. У актера были большие планы на будущее. Казалось, впереди у него еще много несыгранного. Да и зарабатывать было нужно. Несмотря на головокружительный успех своих первых ролей, обеспеченным человеком Харитонов так и не стал. Накопить более-менее крупную сумму у актера получалось с трудом, азначительные роли в театре почему-то предлагали все реже. Михаил Юзовский, кинорежиссер: -Вообще очень жалко, что он очень многого не сыграл. Это произошло потому, что его сразу забили на какой-то штамп. Он долгие годы оставался Бровкиным, хотя это был актер очень широкого диапазона и профессиональный актер, актер шклы-студии МХАТ, и вот эта мхатовская закваска в нем была всю жизнь. Б. Поюровский: -Его занимали в театре в крошечных ролях, объяснялось это тем, что он при его необыкновенной популярности был достаточно скромным человеком, я уже не говорю о том, что он был очень отзывчивым, добрым человеком. Он не был "имущим" совсем, он долгие годы жил в двухкомнатной квартире, занимал одну комнату в коммунальной квартире, уже родился у него сын, жена у него была, но они жили в одной небольшой комнате. Рассказывают, что став старше, актер с удовольствием проводил время на даче. Многие из коллег по театру оказались его соседями. Они не только нередко заходили в гости, но и удивлялись тому, какой необычный урожай собирает Харитонов у себя на участке. М. Юрьева: -Во МХАТе давали участки тогда, время было такое сложное, давали участки, и он был моим соседом по даче. Он очень любил, когда к нему приходили чай пить.Дали нам участки леса, и поэтому большинство вырубили этом лес, потому что нужно было сажать и картошку, и все.. А он ничего не сажал, он ухаживал за газоном, у него был потрясающий газон, весь участок в елях, и там росли белые грибы. И он даже ходил их теплой водой поливал для того, чтобы они скорее росли. Это так было красиво и так интересно.. Его светлый и какой-то солнечный образ на экране не был обманчивым. Говорят, что и в жизни Харитонов оставался необыкновенно отзывчивым, чутким человеком. Он часто помогал знакомым, мог подолгу мотаться по инстанциям, за кого-то хлопотать. Чиновники легко узнавали в нем прежнего Ивана Бровкина и охотно шли навстречу. И все-таки он не мог смириться с тем, что его творческий успех остался в прошлом. Б.Васильев: -В театре ему ничего не давали играть, он оказался невостребованным, став чрезвычайно популярным человеком в Советском Союзе, он дальше этого не поднялся, а это очень даже обижало его. Зритель невольно ждал от актера прежнего юношеского задора, но играть пареньков Харитонов в силу возраста уже не мог, да и не хотел. Он мечтал сыграть в трагедии, предстать перед зрителем в образе царя Федора Иоанновича. Б.Васильев: -Он мечтал, что кто-нибудь сделает сценарий по этому роману. Он таскал с собой книгу, историю просто, и ее очень часто читал . Мечтал, что сыграет в кино эту роль, а в театре у него действительно не было ролей. Б. Поюровский: -Один единственный раз, когда делался его творческий вечер в Центральном доме актера в ВТО, там специально для него были поставлены две картины из "Царя Федора Иоанновича". Этот вечер даже транслировало тогда центральное телевидение. Он замечательно сыграл, это была полная неожиданность для всех, кто пришел в зал. Во-первых, немногие знали, что это его мечта, а во-вторых, не все предполагали, что после таких великих актеров он сможет сделать что-то итересное. Но к сожалению, и этот опыт остался невостребованным. Б.Васильев: -У актеров есть выражение "пулевая роль", то есть роль, котрая бъет навылет всех. Иван Бровкин- не пулевая роль. Это так, для обывателей. А царь Федор- пулевая роль. Это классика, это удивительный образ. Образ дурачка на престоле, Иванушки-дурачка, на престоле сидящего. Конечно актер будет мечтать это сыграть. Просто мечтать. Но не получилось у него. В кино в то время историческая тема была мало популярна, все больше про гражданскую войну снимали или про коммунистов в подполье. А Ленечка мечтал об этой работе... Зато на роли царей в дтских сказках Харитонова приглашали не раз. Он играл их от души, с прежним задором, и казалось, что и здесь ему нет равных. В фильме "Там, на неведомых дорожках.." царь Макар в его исполнении получился на славу. После выхода сказки на экраны режиссер и актер много ездили по гастролям на встречи со зрителями. Они рассказывали о съемках, о киногероях, отвечали на вопросы, при этом оба умолчали, что устали, а времени на отдых не предвидится.. И все-таки на обратном пути режиссер и актер вышли из машины, залюбовавшись осенней природой. Михаил Юзовский: -Вот где-то мы остановились.. Красивая очень дорога... Место сказочное.. И вот он стоял, седой весь, но с молодыми глазами, седой мальчишка.. И вот на фоне сжатого поля он был очень похож на Есенина .. Стоило мне об этом подумать, и вдруг он начал читать Есенина.. Леонид Харитонов часто ездил на встречи со зрителями, участвовал в концертах, за которые платиди гроши.. Нужно было как-то жить, и совсем не оставалось времени, чтобы подлечить не совсем здоровое сердце. Б. Поюровский: -Его не очень берегли, скажем, близкие.. Они недооценивали серьезности ситуации, положения, в котором он оказался. Ему конечно нужно было сократиться в оборотах, меньше работать, как советовали врачи. Но к сожалению в виду полной необеспеченности материальной- зарплата была очень невелика, съемок в это время почти не было- он вынужден был выезжать по близлежащим городам, а в городах его отправляли по бездорожью по селам.. и он с этими роликами по 5-6 встреч в день, получая за это гроши. Он получал за каждую встречу 23 рубля. Долго так продолжаться не могло, ведь актер уже был немолод, и к тому же судьба готовила новое испытание, напрямую связанное с его любимым театром. В конце 80-х во МХАТЕ возникла сложная ситуация- какое-то время почти ничего не ставили, обстановка в коллективе накалялась. Немолодой актер, верный своему театру, тяжело переживал этот факт, да и можно ли привыкнуть к отсутствию спектаклей, ролей, зрительского признания, если им отдана уже бОльшая часть жизни.. Харитонов оказался в больнице. Б. Поюровский: -И вот вдруг однажды раздался звонок, мне позвонил Юрий Никулин и строго сказал, что просит считать, что мы больше с ним не знакомы. Я очень удивился и спросил, почему. А он говорит:"Вот ты всем звонишь, просишь устроить Леню к Шмидту в институт неврологиии, а мне ни разу не позвонил". Я говорю:"Во-первых, я не знал, что ты знаешь Шмидта, а во-вторых, я не знал, что ты знаешь Леню". Он говорит:"Во-первых, я не знаю Шмидта, во-вторых, я не знаю Леню. Я знаю его так, как знают все - с экрана телевизора, он мне очень симпатичен. Если человек в беде, какая разница, знаю я его или нет. Надо ему помочь." Пользуясь своей популярностью, известный цирковой артист смог договориться с врачами. Б. Поюровский: -И буквально через несколько дней Леню перевели в этот Интститут неврологии, где он вопреки всем нормам пробыл 3 или 4 месяца. Его там лечили, он там поправился и вернулся на сцену. Тем не менее здоровью актера был нанесен непоправимый урон. Врачи сделали все, что могли. Но они не могли запретить ему волноваться и заставить побольше отдыхать. Летом 1987 года во МХАТе произошли события, к которым Харитонов никак не мог остаться равнодушным. Б. Поюровский: - Тут вот подоспело два обстоятельства- вот этот вот раздел МХАТа, который он переживал как личную трагедию, а кроме того, был момент, когда две недели не было спектаклей, и он отправился в Тверскую область с этими концертами. Успел дать 18 или 20 концертов за несколько дней.. И повторный инсульт. Его привезли, и спасти его во второй раз уже было невозможно. М. Юрьева: -Все мы очень переживали это. Не хочется даже вспоминать это время. Все это была большая ошибка.. Но ничего нельзя было сделать. И очевидно нервы у него не выдерживали. Б. Поюровский: -Его не стало в 57 лет. Только 18 мая ему исполнилось 57 лет, а 20 июня его не стало. Когда случилась трагедия, мхатовцы собрались вместе. В этот момент они смоли позабыть о грядущих переменах и разных взглядах на искусство. Многие удивились, когда на могилу Харитонова возложили венок с надписью "От мамы". Все знали, что родителей актера давно уже нет. Выяснилось, что прислала его Татьяна Пельтцер. В фильмах про Ивана Бровкина роль матери героя играла она. Некоторые произносили потом запоздалые истины - "надо было не принимать суету всерьез", "следовало быть настойчивее и сильнее".. Он так не смог. Потому и отдал зрителям свое сердце. Все.. без остатка.. (с) ДТВ 2007 |