Рецензии на фильм
Назад
«ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»
Советские ребята ждут хороших приключенческих фильмов. Совсем не обязательно, чтобы действие в этих фильмах развертывалось в «прериях Техаса» или «в джунглях Индии». Ребятам больше всего нужен, скажем прямо, приключенческий фильм, сделанный на советской тематике, героями которого были бы к тому же они сами.
Попыткой создать приключенческий фильм на советском материале является «Тимур и его команда» по сценарию Аркадия Гайдара.
Это повесть о пионере-патриоте, смелом, волевом, прямом и мужественном. Тимур объединил вокруг себя таких же юных патриотов, и вот ребята совершают добрые дела…
Подросток Квакин и его бесшабашная компания на протяжении всего фильма противопоставляются Тимуру и его «команде», причем вся неприглядность поступков «атамана» и его приятелей настолько очевидна, что ни один юный зритель не будет им симпатизировать.
В этом хорошем фильме есть и недостатки. В частности, образ самого Тимура мог бы быть очерчен более ярко и убедительно…
Несмотря на недочеты, фильм «Тимур и его команда» следует расценить как большую удачу «Союздетфильма». Воспитательное значение картины несомненно.

«Учительская газета», № 3, 5 января 1941 г.
/По материалам сайта www.books.interros.ru/

**********************
....взлет сорокапятилетнего мастера в "Личном деле" и особенно в "Тимуре". И долголетнее общение с Эйзенштейном, и хорошее знакомство с принципами и техникой звукового кино, и благоприобретенная широта кругозора — все это, наверно, было лишь условием, создало своего рода предрасположенность к восприятию некоего нового качества, своего рода тоску по истинно авторскому началу. Тоска была удовлетворена встречей с Аркадием Гайдаром. […]
Мечта Разумного в ту пору была поставить фильм для детей, закрепляющий все
найденное в "Личном деле". Какие же идеи Гайдара совпали с ней? […]
Гайдар создал нашу игру детей, игру "заодно с правопорядком", которой суждено было в самом скором времени захватить всю светскую пионерию, а несколько лет спустя — и многие страны Европы, игру, которая, как мы увидим ниже, рождалась именно от ощущения свободы и которая тут же хирела, чуть лишь обретала черты официозного казенного мероприятия.Всемогущий, но только очень, очень добрый Тимур был как бы инобытием Фантомаса, устремленного, однако, к безграничному, выше человеческих сил созиданию добра. "Человек создал бога по своему подобию…". Тимур и был таким мальчишеским богом, только богом советским, вобравшим в себя все самое светлое, самое задушевное, что есть в идее рабоче-крестьянского государства. […]Этот фильм смотрят и сегодня: редкий-редкий кинотеатр обойдется без него в дни школьных каникул, телевидение, кажется, уже привыкает к тому, что популярность "Тимура" у сегодняшних подростков намного превосходит успех самоновейших достижений детского кино.
В 1940 году, когда картина только-только появилась, автору этих строк было неполных три года. Я знакомился с ней десятилетие спустя, узнавал еще до того, как увидел на экране, по рассказам тех, кто постарше, по каждодневным упоминаниям о "тимуровцах", по книжке Аркадия Гайдара (откуда мне было знать тогда, что повесть эта — сценарий к фильму?). Но такое знакомство исподволь не разрушило силу фильма как художественного произведения — я был, как и все прочие, увлечен, захвачен, втянут в
засасывающую воронку сюжета. Фильм работал с напряжением психологической
драмы, с увлекательностью приключенческой интриги, с силой мифа. […]

ДЕМИН В. Александр Разумный // 20 режиссерских биографий. М., 1978.
/по материалам сайта "www.russiancinema.ru/

***************************

О фильме "Тимур и его команда"

А. Гайдар сам написал сценарий. Режиссер А.Разумный поправил его. После этой поправки сценарий потерял свою фрагментарность, но в то же время стал менее поэтичным.
В ленте слишком рано объясняется тайна тимуровской команды. Женя слишком рано привлекается к работе этой команды.Тайна раскрывается рано. Поэтому трудности, которые испытывает Тимур, возникают поздно. Тимур обращается в крепкого, организованно работающего командира, чуть ли не военной части. И Тимуру (Л.Щипачеву) нечего играть.Между тем Тимур и его команда — это игра.
Поэтичность вещи заменена подробным показом техники вызова: все сигналы сделаны из бутылок и автомобильных гудков. Придуманы успешно, но дело не в технике. Здесь иллюстративность перешла свои границы.
[…] Режиссер А.Разумный снял "Личное дело". После "Личного дела" — "Тимур и его команда". Он берется за самое трудное, за самое нужное, и это правильно.Недостаток режиссера состоит в излишнем благоразумии, в отсутствии мечты, в излишней прозаичности иллюстрирования.

ШКЛОВСКИЙ В. "Тимур и его команда" // Кино. 1940. 27 дек.
/по материалам сайта "www.russiancinema.ru/



Hosted by uCoz