Программа «Кумиры». Екатерина Деревщикова
Программа «Кумиры». Екатерина Деревщикова

Взрослые несут славу как тяжелое, но все же сладкое бремя. С детьми все иначе. На нашу сегодняшнюю героиню слава обрушилась в 12 лет. И, наверное, наложила отпечаток на всю ее дальнейшую судьбу, по крайней мере, на отношение к жизни.

Деревщикова: Вы знаете, я настолько всегда была какая-то такая веселая, легкомы…, не легкомысленная, а не вдавалась, как говорится, не отягощала себя какими-то там сложностями.

Екатерина Деревщикова. Ее больше помнят как бойкую и веселую девчонку Женьку из «Тимура и его команды». Фильм «Тимур и его команда» вышел на экраны в предвоенном сороковом и сразу же стал легендой. На юных актеров обрушилась сумасшедшая слава, со всеми ее прелестями и проблемами.

Деревщикова: Меня буквально милиция сопровождала, если я выступала где-то, а я часто выступала в кинотеатрах, то меня просто провожала милиция домой, потому что иначе у меня не оставалось ни одной пуговицы на пальто. Моя мама иногда выходила на лестницу, мы жили в бельэтаже, в Багровском бульваре, и значит говорила (а там уже толпа была с утра): «Ну, кто сегодня за Катьку помойку вынесет?»

С тех пор Катю Деревщикову мало кто стал называть по имени. Потому что для всех она превратилась в Женьку, жизнерадостную девчонку из тимуровской команды. А началось все со случайности, о которой мечтают многие, как в те времена, так и сегодня.

Деревщикова: Я с ребятами бегала по двору, подошла какая-то тетя и говорит: «Девочка, ты хочешь сниматься в кино?». Я говорю: «Нет, не хочу». А мама видно, маме было это лестно, потому что как-то однажды пригласили меня и маму на Мосфильм. Я первый раз увидела, как снимается кино. Но я совершенно как-то не горела желанием, но все-таки, как говорится, и тут и мама, тут и все говорили, что это интересно, я думаю, почему бы нет.

Так, будучи еще маленькой девочкой, она попала на съемки фильма «Личное дело» по повести Аркадия Гайдара. Юные актеры, участвовавшие в этом фильме так понравились писателю, что следующий сценарий – «Тимур и его команда» он придумал специально для тех же ребят. Образ Женьки Гайдар почти полностью списал с Кати Деревщиковой. Так что, ей даже играть не приходилось.

Деревщикова: Когда снимали мои сцены, я говорила: «Ну и чего мне тут делать?» Он говорит: «Да ничего не делать, ты знаешь, что тебе говорить нужно, ну и делай».

И, если с поисками актрисы на роль Женьки проблем не было, то с Тимуром дело обстояло иначе. На эту роль пробовали ребят, ставших в будущем актерами - Бориса Рунге, Юрия Яковлева, и даже сына Аркадия Гайдара Тимура.

Деревщикова: Перепробовали и вдруг нашли мальчика, такого очень нежного, милого художника, который очень не хотел сниматься, очень не хотел, но видно хотела тоже мама. Вот. Ну и значит приехал Тимур, к нему был особый подход у режиссера, чтобы он был мужественный, был такой мужественный, на него нужно было наорать, накричать, сказать какие-то грубые слова, тогда он злился и тогда он, значит, это самое,

Ливий Щипачев, сын известного поэта Степана Шипачева, сыгравший Тимура, так и остался художником до конца. Его жизнь оборвалась совсем недавно - в январе 2001 года. Уже в детстве Ливий всюду появлялся с мольбертом, а съемки фильма «Тимур и его команда» интересовали его постольку-поскольку.

Сначала главного героя в сценарии звали Дункан. Намного позже Гайдар признался, что идею фильма позаимствовал... у английских бойскаутов. Отсюда и название - «Дункан и его команда». Но вскоре писатель понял, что героя с таким несоветским именем на экраны не выпустят и переименовал его в Тимура... в честь своего маленького сына. Щипачев блестяще справился с этой ролью. Он стал кумиром миллионов советских девчонок и мальчишек. Но не Кати Деревщиковой. А двенадцатилетняя Катя на съемках увлеклась мальчиком из ремесленного училища Борей Ясенем, который играл хулигана Мишку Квакина. Фильм «Тимур и его команда» имел такой успех, что его создатели не устояли перед соблазном снять продолжение. Но пришла война. Ясень ушел на фронт. Навсегда... Он погиб, так и не узнав, что в Ульяновске начались съемки продолжения «Тимура и его команды» - фильма «Клятва Тимура». (прим. cinematology: такая информация была дана в программе "Кумиры". На самом деле Борис Ясень снимался в к/ф "Клятва Тимура")

Деревщикова: Моя мама думала, что, мы все, что война кончится в два месяца, так сказать, мы будем воевать на той территории, то она сунула мне мою сестру Ирку, которая моложе меня была на восемь лет, ну девчонка совсем маленькая, легкие платьица, маленький чемоданчик и мы приехали в Ульяновск. Зима, хорошо что мне из группы Донского, так как они снимали «Как заклялась сталь», дали матросские штаны, вот такие клеш, которые так как-то тут застегивался, как то так, и комиссарскую кожаную куртку, только портупеи не было, и вот каждое утро, мы жили в деревне, каждое утро я за два километра, пешком по грязи, в этих самых длинных штанах и кожаной куртке шла на съемку.

До начала съемок, в августе 41 в мрачную студию в Лиховом переулке пришел Аркадий Гайдар. В шинели. Он сказал, что в сценарии еще не готово письмо, которое отец присылает Женьке с фронта. К зиме, к началу съемок это письмо пришло, только его автора, военного корреспондента Аркадия Гайдара, уже не было в живых.

Деревщикова: И начинается съемка, я как сейчас помню, уже письмо Гайдар нам прислал, и я стою на балкончике, включают патефон, ставят пластинку, а … а режиссер говорит: «Ты реветь умеешь?» Я говорю: «Неа». Он говорит: «А что тебе надо, чтобы ты заревела?». Я говорю: «Ну включите мне «Аппассионату»», я музыку люблю, всегда любила и, значит, там мне включают патефон, я значит слезу пускаю, холод собачий, я в платьице, вот, и идет говорящее письмо с фронта, дай бог, я потом… даже вспомню этот текст, у меня память то не тексты хорошая, так плохая, а на тексты хорошая. «Женя, там ты у себя далеко-далеко, ты будешь жить дружно, работать упорно, много и тогда, вспоминая тебя, даже в самых тяжелых боях я буду счастлив, горд и спокоен».

Фильм «Клятва Тимура», к сожалению, так и не увидел большого экрана. А картина «Тимур и его команда» стала символом не только своего времени, но и всего пионерского движения, о котором многие сегодняшние молодые уже ничего не помнят.

После выхода фильма на экран тимуровское движение охватило всю страну. Команды создавались по месту жительства и учебы, сами по себе и под надзором старших товарищей. И это несмотря на то, что в самом фильме не видно никакой политики, никто не благодарит вождя за счастливое детство и не выкрикивает лозунгов. Старшие товарищи придумали ставить за добрые дела галочки и громко отчитываться с трибуны. А ребятишки пионерского возраста с удовольствием играли в эту игру.

Деревщикова: Гайдар хотел разбудить в детях вот, вот такое чувство доброты, доброжелательности, помощь людям. Это не было никем навязано.

Аркадий Гайдар не мог не понимать, что, придумав тимуровскую команду, создал настоящий инструмент управления детьми. Судьба этого человека вообще сложилась драматично. Такой сумасшедший взлет в юности, командирская должность в 16 лет. Прекрасные детские книжки... Потом разочарование во всем... Депрессия... Алкоголь... Он хотел праздника для детей. А вышла очередная политическая акция.

Деревщикова: Гайдара нельзя было заставить, это был несчастный человек, если вы знаете немножко его произведения, то он же нигде не кричал: «Да здравствует, за Родину, за Сталина, за пионерскую организацию.» Этого никогда не было. Дарья, вторая жена его, я с ними очень дружила еще с тех пор, вот. И она мне говорила, он же несчастный был человек, он понял, что то, что творится, это все не то, он очень много пил, бывал, как говорится, лечился часто, вот, так что, в общем, как говорится, он считал, что когда о нем говорили как о герое в 16 лет он командовал там батальоном или полком, потом то он понял, что не очень то он и, зря командовал. Вот это у него всегда вот это как-то проносил он через всю свою жизнь,

Однажды Деревщикову пригласили на Красную площадь вручать цветы вождям партии и правительства. Она отказалась, заявив, что не состоит в пионерской организации. Да, образец для подражания, Катя Деревщикова никогда не была пионеркой, более того, она была дочерью врага народа! Отец Екатерины, дипломат, был осужден и сослан на Соловки. Он умер от брюшного тифа, и неизвестно даже, где его могила. Чтобы спасти себя и дочь, мама снова вышла замуж и сменила фамилию. Удивительно, но биография Деревщикова-старшего не повлияла на будущее Кати, которая стала символом пионерии.

Деревщикова: У меня дед, конечно, очень переживал потерю своего сына, и я очень часто жила у него в Сергиевском Посаде, и он мне, конечно, всегда, так сказать, очень аккуратно, но не советовал идти в пионеры, потому что он говорил: «Знаешь, у тебя отец арестован, мало ли что, о тебе вспомнят, ты уж как-нибудь». Так что я ни в пионеры, ни в комсомол не вступила, несмотря ни на что.

После войны Катя экстерном окончила школу и поступила во ВГИК, на курс Герасимова-Макаровой. Через год она прошла пробы на главную женскую роль в фильме «Каменный цветок». Незадолго до этого она переболела тифом... Истощенная болезнью, лишенная волос студентка не понравилась режиссеру Александру Птушко... На это место пробовали многих звезд и красавиц, в том числе Людмилу Целиковскую и Елену Измайлову. Но роль досталась все равно Екатерине Деревщиковой.

Фильм «Каменный цветок» стал лидером советского кинопроката 46-го года. Екатерина Деревщикова доказала, что может играть не только детские роли.

Деревщикова: Правда тут же меня Макарова выгнала. Тут же выгнала меня с курса. Герасимов правда молчал, а Макарова выгнала, почему? Потому, что во-первых я с ней попала в одну картину, педагог, вот, а потом вообще не разрешалось нам сниматься. Потом, значит представили к Сталинской премии: меня, Володю Дружникова и ее, оператора и режиссера, ну естественно. Вот, картин то тогда не было, снимали одну - два картины, ну а Макарова сказала, это я знаю, мне рассказывали, она говорит: «Они еще молодые, получат». А она в этот момент могла получить по какой-то картине, я сейчас не помню названия, она получила, вот, а у нас получил только режиссер и оператор, это как …было удивительно….

Теперь уже не секрет, что сильная и неприступная на вид Макарова болезненно реагировала на многих юных студенток, особенно тех, к кому с симпатией относился ее знаменитый муж Сергей Герасимов.

Деревщикова: Правда, последние годы жизни мы, как раз недалеко друг от друга живем, мы всегда так иногда по телефону переговаривались, она уже, ну как говорится, уже старость, и она видно все забыла, она стала добрая, мы с ней так на улице иногда встречались, вот ну, а у меня никаких к ней претензий, ну сказала, ну подумаешь Сталинская премия, ну и что. Ну и что бы изменилось?

Сменив нескольких педагогов, Екатерина Деревщикова все же окончила ВГИК в мастерской Ромма. Темой дипломной работы был, конечно, «Каменный цветок». Перед молодой актрисой открывались огромные перспективы... У нее были имя, образование и опыт в кино... А она взяла и уехала в Киев. Поговаривали, что, уезжая из Москвы Деревщикова бежала от несчастной любви. Об этом она упорно не хочет говорить, упомянув лишь, что впоследствии этот человек стал очень известным и его сын тоже знаменит.

Деревщикова: Очень скоро после «Каменного цветка» мне позвонил Бернес и говорит: «Я тебя рекомендовал в картину моего дружка в Киевскую студию «Центр нападения». Вот, я говорю: «Я никуда не поеду, мне и в Москве…, а у меня такая, такая была популярность, что меня рвали на все картины. Вот он говорит: «Я тебя прошу, это такой замечательный режиссер, такая замечательная роль, с ним играла Целиковская эту роль, ее сняли с роли, и вот я рекомендовал тебя. Ну короче говоря, он меня уломал и я поехала, да, приехали, Режиссер приехал меня попробовать, значит дали мне текст, я говорю, ой, я этот текст это я не могу, я его наверное забуду сразу, не запомню. Он говорит: «Ну давайте сыграем с вами этюд какой-нибудь там, вы мне подарите цветочек». Я говорю: «Ну, другое дело». Я ему подарила цветочек этому режиссеру, ну вот он, он потом меня, и как говорится, на мне женился. Ну это естественная история, когда режиссер кладет ручку на свою героиню. Вот, я вышла за него замуж, мы прожили 12 лет...

После фильма «Центр нападения» Деревщикова стала работать в театре Леси Украинки. И все пошло так, будто не было звездных ролей, поклонников, столичной светской жизни. Нет, в театре Леси Украинки у нее были и замечательные роли, и потрясающие партнеры - Олег Борисов, Кирилл Лавров, Павел Луспекаев. Но вот съемки в кино для нее закончились, она почему-то сама так решила. Даже обзвонила киностудии и попросила исключить себя из всех картотек.

Деревщикова: Кроме того, если вы знаете, был такой период, Киевская эта студия Довженко, отвратительная студия, она снимала одну, две картины в год, сценарии ужасные, и мне все время предлагали эти сценарии, я читала и говорила: «Нет». А у меня вот, хоть я и, как говорится, не очень такая была хваткая до ролей, но на плохую роль я была не пошла. Я понимала, что, ну зачем же мне хуже играть, хуже получить роль, чем были до этого.

Муж, Игорь Земгано был на 20 лет старше Екатерины Деревщиковой. Он возглавлял театр оперетты, семья ни в чем не нуждалась. В квартире были две домработницы, одна из которых ухаживала за новорожденным сыном. И все было вроде бы хорошо. Да вот только талантливые коллеги и Лавров и Борисов и Луспевкаев, как сговорившись, перебрались в Москву и Ленинград. В театре имени Леси Украинки начался период застоя...

Деревщикова: Я боялась еще, боялась остаться в Киеве на всю жизнь, тем более, что я разошлась с мужем. Разлюбила. Он много последнее время пил, потому что был очень богатый, компания, всякие банкеты перебанкеты, я сама ушла. Я сама ушла, взяла под мышку сына и уехала в Москву. Вот и совершенно не подумавши о том, где я буду работать, как я буду работать.

Москва встретила актрису более чем холодно. Ее даже не хотели прописывать у матери. На службу в театр тоже не брали, ее возрастная ниша, 35-летних, была занята столичными актрисами.

Деревщикова: Я приехала, оказывается надо куда-то наниматься, надо что-то показывать, мы тогда с Олегом Борисовым вообще очень ну трудно жили, не…просто жили, он, не со мной, а материально, потому что он был без работы, я была без работы. Мы с ним играли по библиотекам, по сумасшедшим домам, по больницам, по тюрьмам играли свой номер концертный. Это был номер из спектакля «Когда цветет акация». Ерундовский номер, но пользовался бешеным успехом. Мы выходили, он с гитарой, пели вдвоем, потом какая-то была маленькая сцена ревности, вплоть до пощечины, потом какое-то письмо, а потом мы с ним мирились, и опять под песенку уходили. Успех был невероятный и мы в Москве очень долго играли, потом его пригласили, Паша Луспекаев его рекомендовал Товстоногову, и он уехал. И говорит, как ты будешь, я говорю: «Ну, как-нибудь».

Наступили тяжелые времена. Пожилая мама, маленький ребенок на руках. И, естественно, когда однажды известный критик Покровский предложил Екатерине Деревщиковой место в кукольном театре, она удивилась, но думала недолго...

Деревщикова: А Поюровский мне сказал: «Катерина, ты уже не молодая, я же не пошла, мне не 20 лет было, ты уже говорит, не молода. «Знаешь, что, за ширмой, тебя не видно, ты будешь играть там, голосок у тебя хороший, будешь там петь и т.д. Вот, и кроме того, ты изъездишь весь мир».

В кукольном театре Сергея Образцова Екатерина Деревщикова работает уже тридцать пять лет. Покровский оказался прав: она побывала в десятках стран и сыграла десятки ролей. Вырос сын Федор. Стал реставратором. Он был удивительно красив. Сергей Апполинарьевич Герасимов как-то встретив его на улице даже пригласил к себе на курс во ВГИК просто так, без всяких экзаменов. Но Федор отказался. Потому, что очень любил свою профессию – он писал иконы, и был ортодоксально религиозным.

Деревщикова: Однажды он поехал куда-то в Томск, по-моему, жили в жутких условиях, в какой-то коммуне, и кто-то подцепил гепатит Б, короче говоря, и все заразились. А так как он в детстве еще болел желтухой, то печень не выдержала, и он умер, гепатит Б.

Трагедия произошла в 85 году. Но рядом был человек, который мог поддержать - второй муж, поляк Петр. Роман с этим человеком был полон трудностей. Но, мне кажется, что их любовь Екатерина вспоминает как счастливейшее событие в жизни.

Деревщикова: У нас очень сложная была личная жизнь, но очень, но очень любящая и красивая. Мы с моим мужем познакомились в 73 году, вернее, он поляк, моя мать и моя бабушка и его бабушка какие-то дальние родственники, он моложе меня на 10 лет, вот. И когда моя мама приехала в Польшу. Она, значит, показывала мои фотографии, какая я известная и т.д. и Петру показала мои фотографии. Он говорит: «Нинка,(это так там обращаются, это моя мать) Нинка, я все равно на ней женюсь». Ну и когда в 73 году он мне сделал предложение, а я говорю: «Я в Польшу не поеду».

А он не мог ехать в Россию. Петр окончил философский факультет, у него в Польше была хорошая работа. Почти 20 лет они встречались урывками. То она ездила к нему, то он к ней.

Деревщикова: А потом наконец, лет 5 тому назад, он говорит: «Знаешь что, больше так жить нельзя. Я переезжаю в Москву». Я говорю: «Ну давай, попробуем». И он переехал. Мы были счастливы, как в первый день жизни, хотели, это самое, вот это он мне подарил кольцо на помолвку, а это на свадьбу, хотели венчаться, но не успели, он заболел очень серьезно и умер. Сейчас мне очень грустно жить, потому что я никак не могу свыкнуться с этим одиночеством, вот, потому что уж больно мы были привязаны друг к другу, невероятно, мы так это за ручку и ходили всюду, так за ручку ходили.

Вот такая непростая судьба, начавшаяся с невероятного взлета. Но лично у меня осталось ощущение какой-то недосказанности. То ли Екатерина Деревщикова всю жизнь прожила озорной гайдаровской девочкой Женькой, то ли она мудрая женщина, которая предпочитает оставлять свои женские тайны при себе.

Деревщикова: Я сначала хотела уходить вот сейчас из театра, решила остаться, потому что все-таки ко мне хорошо там относятся, все-таки я в коллективе, друзья у меня есть, я не знаю. Сейчас пока что я осваиваю эту жизнь. Ну, думаю, освою как-нибудь.



/04.08.2002, по материалам сайта www.tv-ostankino.ru/



Hosted by uCoz