Рецензия на фильм "Я- Чайка. Тайна актрисы Караваевой".
Женщина со шрамом

То ли по прихоти судьбы, то ли по воле программного директора, но фильм об одной из самых загадочных актрис советского кино - Валентине Ивановне Караваевой - мы увидели 1 июня (прим.- 2006 года), в минувший четверг, когда все информационные программы были переполнены сюжетами к 80-летнему юбилею другой великой кинозагадки - Мэрилин Монро. Актрисы одного поколения (Мэрилин была моложе Караваевой всего на пять лет), обладательницы очень разной по фактографии судьбы и - очень похожей "тайны".

Впрочем, тут надо бы разобраться, что же понимают под "тайной актрисы Караваевой" создатели фильма. Перебирая впечатления, приходишь к выводу простейшему. Сначала мы узнаем про заветную и такую несвоевременную мечту пионерки из Вышнего Волочка - сыграть Нину Заречную. Потом узнаем про ее же маниакальное стремление перенести эту роль на большой экран: в начале 1950-х Валентина Караваева с огромным успехом сыграла Нину в спектакле Юрия Завадского, стяжав не только восхищение критиков и знатоков, но и болезненную неприязнь "коллектива", вернее, части труппы Театра имени Моссовета... Возможно, поэтому она отказалась от заветной роли? Нет, утверждают создатели картины, Караваева решилась покинуть СССР вместе с мужем, английским дипломатом, - поступок для того времени, согласитесь, сверхнеординарный - ради сложнейшей пластической операции, осуществить которую представлялось возможным только за рубежами Советской страны... Операция не удалась. Караваева навеки осталась "женщиной со шрамом", совершенно не нужной советскому кино. Брак с английским аристократом распался, в Лондоне нереализованная артистка остаться не захотела. И вот, наконец, главная тайна: последние 22 года своей жизни Караваева, укрывшись в собственной однокомнатной квартире, снимала на любительском киноаппарате "Киев" нечто вроде киноспектаклей с самою собой в роли Чайки, Кармен, Анны Карениной...

Часть этих пленок была продемонстрирована впервые в рамках документального фильма Дениса Трофимова на "России". Другие были включены в киноленту Георгия Параджанова "Я - Чайка", появившуюся пятью годами ранее. В телевизионной ленте режиссер самой первой ленты о Караваевой выступает в качестве одного из интервьюируемых, в статусе человека, давно и пристально интересовавшегося как личностью экстравагантной затворницы, так и ее "наследством". К сожалению или к счастью, но, получив в своих руки эксклюзивный киноматериал (уже через несколько лет после смерти Караваевой, в конце декабря 1997 года, - даже точная дата смерти одинокой женщины так и не была установлена), Параджанов отказался делать о ней документальный фильм-исследование, остановившись на варианте некоего поэтического высказывания, монтажа ассоциаций. Фрагменты из съемок Караваевой, ахового, скажем прямо, технического качества, монтировались с долгим проездом на дальнее подмосковное кладбище, к жалкой могиле... Кстати, и на могиле в поздних документах она неизменно фигурирует как В.Чапмен (англичанин был ее первым и последним супругом, официально она носила его фамилию): бывшей кинозвезды Караваевой как будто бы не было. Близкие называли ее отнюдь не Валей или Валентиной, но только Аллой (об этом можно прочесть в мемуарах Л.Н.Смирновой) - а почему? Но это только одна из тайн...

Караваева на своих съемках выглядит поразительно молодо: любительская пленка скрадывает детали крупного плана, а общий абрис, "призрак Чайки", был отшлифован ею до совершенства. Она, видимо, дорожила этим эффектом и поэтому редко показывалась на публике, дабы оставить вот это совершенное существо-призрак в памяти потомков, а не себя, реальную. Караваева, что там говорить, безумно нуждалась, особенно в те годы, когда не было еще официальной пенсии и ветеранских доплат, но никогда не участвовала в творческих вечерах, не посещала юбилеев своего наставника и главного режиссера Юлия Райзмана, подарившего ей роль в знаменитой "Машеньке" (1942).

К сожалению, сценарии подобных картин, как "Я - Чайка...", на "России" редко отличаются киноведческой подробностью, эрудицией. А если и отличаются, то не без умысла скрывают свою осведомленность о чужих статьях и фильмах-исследованиях. Авторы, например, не смогли понять, что "Машенька" изначально задумывалась как военная драма, просто ее события по сценарию были отнесены к Финской войне, а когда картина снималась, грянула Великая Отечественная. Они сообщают нам, что роковая трагедия - автомобильная катастрофа на съемках следующего фильма Райзмана "Небо Москвы", последствия которой оказались для Караваевой ужасными, ведь было не только изранено лицо, но и утрачена возможность иметь детей - навсегда сделала Караваеву исполнительницей одной роли, героиней одного фильма. Между тем она успела сняться у Михаила Ромма в боевом киносборнике, называвшемся "Наши девушки": в новелле "Тоня" мы можем увидеть не только все еще прекрасную актрису, но и одну из самых рискованных эротических сцен советского кино... Представьте себе, что это - поцелуй двух молодых женщин. Долгий, прочувствованный, "настоящий". По загадочным причинам этот боевой киносборник на экраны не вышел, хотя на "ту самую" сцену обратил внимание спустя столько-то лет Иван Дыховичный, когда включил ее в свой монтажный фильм "Женская роль" (1994). Тут все и ахнули... (Кстати, подробное знакомство с "Женской ролью" куда быстрее опознается в новейшей телебиографии Караваевой, нежели фильм Г.Параджанова с очень похожим названием и "посылом".) Не столько от дерзости забытого фильма, сколько от красоты юной актрисы, тоже полузабытой. На тот момент она была еще жива, но тщательно скрывала свои тайны, не шла на контакт. Настоящую драматическую роль она сыграет лишь в первой экранизации "Обыкновенного чуда": постановщик фильма Э.Гарин придумал, как "обыграть" ее шрам. С тех пор - только крошечный эпизод в "Любить" (1968) М.Калика. Кого же она там сыграла? Ее уже тогда плохо помнили "в лицо".

Пожалуй, Валентина Караваева - это самая уникальная "вещь в себе" в российском кино. Была ли она безумна в последние годы жизни? Была ли завербована советской разведкой? Наконец, была ли она хорошей актрисой?

В "Машеньке" она снялась в двадцать и стала первой и единственной советской актрисой того амплуа, что в Америке получил название pin-up girl: девушка, чье фото пришпиливают солдаты в землянках. Райзман и Караваева сумели довести этот образ до идеальной мистической чистоты, до образа бессмертной возлюбленной. Те, кто видел, помнит эту картину, знают, о чем идет речь.

Слишком хорошо известно, что Монро начинала в когорте pin-up girl, а потом всю жизнь пыталась доказать, что она серьезная актриса, только роль-"пунктик" для реализации подобных амбиций выбрала другую - Грушеньку из "Братьев Карамазовых". Но, увы, запомнили ее совсем другой. Случай, абсолютно симметричный судьбе Караваевой.

На вершины артистического олимпа Караваеву вознесло всего лишь одно-единственное письмо, что она написала товарищу Сталину подростком: мечтаю быть актрисой, помогите. Сейчас уже действительно трудно понять, насколько подробно Иосиф Виссарионович впоследствии участвовал в судьбе актрисы, но не чем иным, как "благословением" вождя, нельзя объяснить уникальные все эти везения (в четырнадцать лет приняли в киношколу, дали роль, обеспечивали всем необходимым после выхода из обоймы, вплоть до разрешения выехать за границу, а после смерти Сталина демонстративно "забыли"). Но вот ту же Серову Сталин действительно опекал весьма плотно, правда, она была девушкой из высшего советского общества, а не провинциалкой из Вышнего Волочка...

Сталин в этой истории предстает чем-то вроде и.о. Дьявола, жутким колдуном, что почуял особый дар, особый "свет женщины" именно в этой просительнице. Как? Это останется еще одной тайной Караваевой. Но "страшный человек" не просто поманил девушку из провинции, он будто бы похитил ее особый дар для служения советской идеологии... Когда же дар был использован, девушка необъяснимым образом провалилась в череду роковых неудач, стала "раненой птицей". Буквально - женщиной со шрамом.

Публика, что смотрит подобные телевизионные расследования, "пожиратели сплетен" всего мира до сих пор верят, что рано или поздно им поведают, "так кто же убил Мэрилин Монро".

Россиянам легче понять загадку подобных актерских судеб: у них есть пример Валентины Караваевой.

Анастасия МАШКОВА
По материалам сайта www.kultura-portal.ru



Hosted by uCoz