Светлана Харитонова:"Я бы поснималась еще. Мне кажется, я не потеряла навыков"
В ее жизни были красивые романы и несправедливые предательства, были актерские и режиссерские победы, были страшная авария, судимость и высылка за сто первый километр. Светлана Харитонова прошла огонь, воду и медные трубы, но десять лет назад неожиданно стала отшельницей.

В молодости Светлана часто играла подружек главных героинь. Ее Маши, Клавы, Домны или Нюши не были красавицами – высокая, крепко сложенная фигура актрисы должна была подчеркивать красоту истинных звезд советского кинематографа и как бы оставаясь в их тени. Но смотреть хотелось, почему-то, именно на Харитонову. Следить за ее непосредственной реакцией на происходящее, радоваться вместе с ней или сопереживать.

Актриса создала свой киномир простых русских тружениц. Не всегда счастливых, не всегда обаятельных, но очень естественных. Она последовательно заполняла эту нишу на протяжении почти сорока лет, а в начале 90-х исчезла с экранов. И оказалось, что другой такой актрисы больше нет.

Недавно к ней на улице подошел незнакомый человек. Внимательно вгляделся в лицо и изрек: «Была такая актриса Харитонова. Она спилась и умерла». Повернулся и ушел. Так Светлана Николаевна узнала, что говорят о ее судьбе «рядовые зрители».

Свидание с любимой актрисой мне помогли устроить в Гильдии киноактеров. Сама Светлана Николаевна на контакт не идет – телефон в ее квартире отключен, на светские мероприятия она не ходит и лишь изредка появляется в родной Гильдии. Слово за слово – и постепенно вырисовалась история этого удивительного человека.

- Никаких предпосылок, чтобы я стала актрисой, не было. Мама - человек скромный, окончила четыре класса, потом рабфак, работала секретарем-машинисткой. Затем пошла по строительной части, была мастером и даже в эвакуации занималась строительством. Отец служил секретарем пресс-бюро «Крестьянской газеты». На каком-то митинге он выступил с речью, что «нэпмачи обжираются, а мы голодаем!» И его по 58-й статье посадили. Я росла очень строптивым ребенком. Гоняла на велосипеде. А лет в семь-восемь начала пешком ходить в Парк Горького. Километров девять мой путь занимал. Причем, мама об этом, естественно, не знала и никаких денег мне не давала. Дворовая девка была, разбитная.

В школе мы организовали группу и поставили сценку из «Мертвых душ» Гоголя. А так как школа у нас была женская, девочка Инна играла Чичикова, а я - Ноздрева. Дома у меня был матрас из черного конского волоса, я выдрала из него клок, и сделала большой взъерошенный парик. Из этого же волоса смастерила лохматые усы. И взяла папин узбекский халат в разноцветную полоску. И мы очень здорово играли. Я, помню, все басила: «Слушай, брат Чичиков!.. Слушай, брат Чичиков!..»

В девятом классе Света Сорокина твердо решила поступать в Художественный театр. Летом она даже пришла на экзамены с подготовленной программой. Прошла первый тур и успокоилась – значит, через год осилит. Так и вышло. Светлана поступила в прославленную Школу-студию МХАТ без особого труда. Рядом с ней учились Лева Дуров, Олег Анофриев, Леня Губанов, Миша Зимин, Нина Гуляева и Леня Харитонов – будущий кумир миллионов советских зрителей, обаятельный и непутевый «Иван Бровкин». На третьем курсе Леонид сделал Светлане предложение, и с тех пор она носит фамилию Харитонова.

Но счастье было недолгим. Через два года Леонид Харитонов уже был звездой. На съемках фильма «Улица полна неожиданностей» он сошелся с актрисой Джеммой Осмоловской, игравшей молодую героиню, и брак распался. «Мне было очень грустно, обидно и тоскливо, - вспоминает Светлана Николаевна. - Я страшно переживала. Но что ж делать!.. Когда мы пришли в ЗАГС разводиться, меня спросили, какую фамилию оставлять. И тут Леня сам сказал: «Мою». В этот момент на мгновение мне даже стало приятно, ведь я его так любила…»

Следующий значительный этап – Московский театр сатиры. Валентин Плучек ввел ее сразу в свою эпохальную постановку «Клоп» и повез на гастроли во Францию. Потом была мадам Грицацуева в «Двенадцати стульях», Зося в «Золотом теленке», Пэгги в спектакле «Над пропастью во ржи».

- Если честно, у меня двойственное отношение к «Сатире», потому что ждала я большего. Не ролей – их у меня было достаточно – но вот это направление «мейерхольдовское» меня не очень устраивало. Там все было очень ярко, празднично, очень эстрадно, а я привыкла к МХАТовской «глубине».

Поклонники? Не знаю, может и были. Были девчонки, которые писали мне очень хорошие письма. Но они очень любили Андрюшу Миронова, с которым я много играла в паре, и почему-то эту любовь, это тепло переносили и на меня. Девочки ездили с нами на гастроли, приходили ко мне в гостиницу, говорили какие-то приятные слова, дарили цветы. Очень хорошие воспоминания о них. Да и сам Андрюша мне очень нравился.

Я долго думала, уйти – не уйти из театра. Плучек отговаривал: «Не уходи, я тебе дам звание «заслуженной», дам Марью Антоновну в «Ревизоре». Я пояснила, что дело решенное, тем более что я не в другой театр собралась, а в документальное кино. Плучек на это ответил: «Значит, я не сумел тебе дать столько работы, чтобы ты была загружена. Мне очень жаль».

В те годы «Сатиры» была каким-то особенный театром – по духу, по общению, по звездам. Харитонова полюбила своих коллег и даже за одного из них вышла замуж. Родион Александров был очень ярким характерным актером. Высокий, красивый, с шикарным голосом. Когда он выходил на сцену в роли Восточного шаха в «Волшебных кольцах Альманзора», дамы трепетали.

Жили супруги насыщенно, интересно. У них было много друзей – гости, вечеринки, премьеры в Доме кино. Родион научил Светлану премудростям охоты и рыбалки. Вместе они ездили в Карелию, в Казахстан, в Волгоградскую область, в Астрахань. Это был удивительно теплый семейный дом. И расставание было каким-то мягким, даже странным. Прожили семь лет и вдруг устали друг от друга. «Родь, ну давай разойдемся, - предложила супруга. - Если соскучимся – опять сойдемся. Когда захочется». Он ответил: «Ну, не знаю, захочется ли...» И правда, не захотелось…

В начале 90-х годов Родион Александров покончил жизнь самоубийством. Он долго и тяжело болел, ушел из театра, и когда боли стали невыносимыми – достал старое охотничье ружье и выстрелил в себя. Светлана Николаевна узнала об этом только недавно.

Ну, а что же кино? Снималась Харитонова много, с момента окончания актерской школы и далее – почти сорок лет без перерывов. Были легендарные «Летят журавли», «Неподдающиеся», «Осторожно, бабушка!», «Девушка без адреса», «Белые ночи», «Порожний рейс». Но одну роль актриса любит особенно. Это солдатка Варвара Окнова в военной драме «В трудный час» - первая и чуть ли не единственная главная роль.

- Это была очень трудная работа. Режиссер Илья Гурин сурово к нам относился. Причем, изначально у нас с Володей Кашпуром были вторые роли, а он нас вытянул на первые. Может, потому что мы с ним оказались характерные. А в финале меня убивают. Я сначала в амбразурке с пулеметом стою и считаю подстреляных немцев: «Один! Второй! Третий! О-о-о, десятый!» И тут мне в лоб так – бух! – и я падаю. Зрители потом говорили, что меня так жалко! Некоторые даже плакали.

Мечтала сыграть Марютку в «Сорок первом». У меня были очень хорошие кинопробы с Юрой Яковлевым. Режиссер Григорий Чухрай очень хотел, чтобы играли именно мы. А Пырьев был директором студии, он стукнул кулаком по столу и воскликнул: «Будут играть Извицкая и Стриженов! И никаких разговоров больше!» Я жутко расстроилась. Набралась нахальства, пришла к Пырьеву. Он принял. «Иван Александрович, я хочу сыграть Марютку. Я ее очень люблю и очень ее чувствую!» Мне казалось, что Изольда очень рафинированная, а Марютка должна быть проще. И на этом контрасте деревенской девки и лощеного офицера может возникнуть интересный конфликт. А Пырьев мне говорит: «А я хочу играть Говоруху Отрака». И я заткнулась.

В середине 60-х Харитонова решила уйти в документальное кино и даже окончила режиссерские курсы. На телевидении она сняла целый ряд довольно интересных картин на самые разные темы. Например, «Шёлковый дом» - о Чайковском шёлковом комбинате в Челябинской области, «Мелодии универмага» - об одном дне в обычном московском магазине. Или был такой фильм «Ивовый куст» – о Поленово. Светлана Николаевна хотела снимать фильмы поострее, позлободневнее - о бомжах, например. Не давали. Скидывали сценарии, которые никто не брал, и она их «вытягивала».

Все оборвалось в один весенний день 1972 года. Светлана Харитонова ехала на своей машине со съемок. На перекрестке улиц Молодцова и Полярной женщина перебегала дорогу, и Светлана Николаевна ее не заметила…

Был суд. От телевидения в защиту Харитоновой выступили оператор Медынский и сценарист Аграновский, говорили хорошие слова о ее порядочности и таланте. Родственники погибшей тоже попросили смягчить наказание – Светлана Николаевна сразу после трагедии и в течение долгих лет помогала этой семье материально. В итоге, после всех рассмотрений и заключений, Харитоновой дали условный срок – три года – и предписали выехать в Покров, во Владимирскую область. Там актриса и режиссер работала на железобетонном заводе, на точечном станке. Жила в вагончике, отмечалась два раза в неделю. На выходные приезжала в Москву. Дочке Оле говорили, что мама в командировке, воспитывала ее бабушка. (Оля – дочь Светланы Николаевны от третьего брака.)

В Покрове Харитоновой помогли сколотить любительскую труппу, с которой она поставила спектакль о войне «Трибунал». Так что творчество не прерывалось. Более того, актрису постоянно вызывали в Москву на съемки. Владимир Басов пригласил в «Нейлон 100%», Юрий Григорьев – в картину «Письмо из юности», Никита Михалков снял в сюжете «Фитиля», Леонид Гайдай прислал сценарий комедии «Не может быть!»

Светлану Николаевну освободили досрочно, спустя полтора года.

- Союз кинематографистов меня из своих рядов исключил. Когда я вернулась, Алексей Баталов похлопотал, и меня восстановили сразу. И тут я оказалась на студии «Спортфильм», вновь вернулась к режиссерской профессии. Я снимала теннис, гимнастику, прыжки с трамплина, бокс, фигурное катание, бег.

А в пятьдесят пять лет ушла на пенсию. Мне хотели выбить звание «заслуженного работника культуры», ничего не получилось. Но главное - я устала, да и здоровье уже было не то.

А когда наша киноиндустрия стала увядать, дочь сказала мне: «Сиди дома. Кино больше нет, и нечего тебе там делать». Наверное, она права, хотя сейчас ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Но я считаю, что свою нишу заполнила. В звезды я никогда не рвалась. Моя ниша – эпизоды, и они мне удавались. И, действительно, простоев у меня не было. А сейчас у меня много болеет дочь, я за ней ухаживаю, хожу на рынки, в аптеки, выгуливаю собаку. По вечерам подрабатываю – продаю газеты. Выезжать куда-то все равно не смогла бы…

А с другой стороны, сейчас я бы с удовольствием поснималась. В тех же эпизодиках. Мне кажется, я еще не потеряла навыков.

Светлану Харитонову помнят и любят. Я убедился в этом на вечере «Любимых повторяя имена», посвященном кумирам 60-х годов. Гильдия киноактеров уговорила ее принять участие в этом празднике. Когда Светлана Николаевна появилась на сцене после показанных на экране кинокадров, зал взорвался овациями…

2003 г.
Сергей КАПКОВ
По матералам сайта http://actors.km.ru/



Hosted by uCoz
Назад