К/Ф "МАШЕНЬКА", 1942
О фильме ВАЛЕНТИНА КАРАВАЕВА МИХАИЛ КУЗНЕЦОВ Фотогалерея. На главную

Мосфильм, ЦОКС (Алма-Ата), 1942
10.04.1942 выпуск на экран

Автор сценария - Е. Габрилович
Режиссер - Ю. Райзман
Оператор - Е. Андриканис

В ролях:
Маша Степанова- Валентина Караваева
Алеша Соловьев- Михаил Кузнецов
Клава- Д.Панкратова
Вера- Вера Алтайская
Дядя Вася- Георгий Светлани
Коля- Николай Гриценко
Белофинский офицер- Владислав Стржельчик

1943 год - Сталинская премия II степени - Евгений Габрилович, Валентина Караваева, Юлий Райзман



"Мы хотели сделать камерный фильм... рассказать только о девушке, о встречах ее, мыслях, поступках, но сделать так, чтобы все это стало словно бы микромиром советской жизни, советского отношения к правде и лжи, к честности и распущенности, к гражданскому долгу и подлости. Это фильм о девушке, такой же простой, как и ее имя - Машенька, о ее чистой любви, о ее подвиге." (Евгений ГАБРИЛОВИЧ, интервью газете "Известия", 15.04.42)

**********

«Это повесть о счастливой любви. О счастливой не потому, что она легка и ничем не затуманена, а потому, что это повесть о победившей любви.
В картине нет грани между миром и войной (я говорю об искусственной грани). Мир переходит в войну так же вдруг и сразу, как это произошло в действительности; мир сразу становится войной, и авторы картины нигде не пытаются использовать этот огромный перелом в жизни для того, чтобы, под раскаты войны, за сценой решить какие-то вопросы сюжета и отношений героев, вопросы, которые, не будь войны, они не знали бы как решить.
Нет. Не будь войны, история Машеньки и Алеши должна была бы развернуться так же в других условиях, может быть, на протяжении другого времени, но любовь все равно должна была победить.
Да, война сыграла здесь свою роль. Она обострила чувства, она, может быть, быстрей заставила понять Алексея, что такое Машенька и что такое мир без нее. Картина сделана так, что я верю тому, что Алексей все равно должен был полюбить Машеньку, понять ее; тому, что Машенька все равно должна была победить. Но война помогла ему понять, а ей — победить.
Фильм пойдет на фронт. Он там будет нравиться, и он там нужен больше, чем где бы то ни было. Я хорошо знаю, как остро и враждебно реагируют на фронте на всякую развесистую клюкву, на всякую неправду о войне… Именно с этой точки зрения картина сделана почти безукоризненно». (СИМОНОВ К. Настоящая любовь // Литература и искусство. 1942. № 4)

***********

Этот фильм показывает, откуда берутся такие девушки, как Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина и многие другие. (КАПЛЕР Алексей. Известия. 1942. 15 апр.)

***********

В большой степени "Машенька" продолжает линию замечательного, стяжавшего себе широкую известность фильма "Фронтовые подруги". И там и здесь героини — простые, обыкновенные советские девушки. Но Габрилович в своем сценарии пошел еще дальше. Он довел до предела обыкновенное в характере своей героини. Он с максимальной наглядностью выписал все черты простоты, скромности, естественности, непритязательности, подчас наивности, неопытности Машеньки. И образ от этого только выиграл. Во всем, во всем мы чувствуем в Машеньке глубокую, сильную и подлинно героическую натуру. Можно сказать без всякого преувеличения: героиня нового фильма — один из самых ярких и поэтических образов советской кинематографии. Вся сила и вес обаяние фильма в его центральном образе. (ВИКТОРОВ В. ["Машенька"] // Вечерняя Москва. 1942. 15 апр.)



Hosted by uCoz