Сергей Лемешев: Вечный кумир
Передача "Кумир" телеканала "Культура" от 10.07.07

Телеканал «Культура» отметил 105 лет со дня рождения великого русского тенора Сергея Яковлевича Лемешева.
Его жизнь была похожа на роман. Простой мальчик из бедной деревенской семьи становится звездой оперной сцены и любимцем всего Советского Союза. Толпы поклонниц постоянно дежурили около его дома и у подъездов Большого театра, где выступал певец. «Он был для нас Богом», - вспоминает одна из почитательниц великого тенора.
Сергей Яковлевич блистал в партиях Ленского из «Евгения Онегина», Герцога из «Риголетто», Альфреда из «Травиаты»... Имя русского тенора стало нарицательным: выражение «он поет как Лемешев» означало наивысшую оценку.

Что скрывалось за этим успехом, как складывалась личная жизнь певца, какие сложности возникали в повседневности – об этом рассказывает документальный фильм «Кумир».

«Он на свете таким был один… И он навсегда останется со мной», - рассказывает в передаче его дочь Мария Сергеевна Лемешева, солистка Московского камерного театра под управлением Бориса Покровского.
В фильме о юбиляре вспоминают те, кто близко его знали и были свидетелями его триумфов: вдова певца Вера Кудрявцева-Лемешева, режиссер Борис Покровский, певица Ирина Масленникова, Александр Мелик-Пашаев.

«Наверное, у каждого поколения существуют свои кумиры, но есть кумиры вечные – это Сергей Яковлевич Лемешев», - говорит актёр Валерий Золотухин, который является давним поклонником творчества Сергея Лемешева.

«Какой он был? Да вот такой же, как в этом фильме "Музыкальная история". Он там даже ничего и не играл. В жизни он так же работал, так же общался с людьми, шутил и пел», - вспоминает дочка Сергея Лемешева.

В документальный фильм включены уникальные фотоматериалы и хроники, запечатлевшие Сергея Лемешева в домашней обстановке, в кругу семьи и даже на даче. В фильм также вошли фрагменты из спектакля «Евгений Онегин», запись арии Германа из «Пиковой дамы», отрывки из концертов и из фильма «Музыкальная история».

Из воспоминаний выдающегося русского баса, солиста Большого театра Ивана Петрова «Четверть века в Большом»:

«Замечательным певцом-тенором был Сергей Яковлевич Лемешев. Впервые я услышал его незадолго до начала войны в партии Фауста. Уже в первых двух картинах он завоевал все симпатии публики. Светлых тонов костюм с развевающимся плащом, светлое трико, шпага и небольшая, в виде венца, шляпа с перьями подчеркивали стройную юношескую фигуру Фауста — Лемешева. Внешний облик певца был чрезвычайно привлекательным, а его голос лился звонко, красиво, свободно. Тогда я и не смел подумать о том, что вскоре на этой сцене буду петь в спектаклях вместе с Сергеем Яковлевичем.

Наше первое совместное выступление произошло в опере "Ромео и Джульетта". Помню нашу встречу. Мы, несколько участников спектакля, сидели в классе, ожидая начала спевки. Вдруг дверь отворилась и легкой походкой вошел стройный молодой человек (а в это время Лемешеву было уже за сорок). Он моментально покорил всех своей простотой, доброй улыбкой, сияющими серо-голубыми глазами и теплыми словами приветствия. Я сразу понял, что с таким человеком работать будет легко и приятно, и не ошибся. Спевки, репетиции на сцене и в классах, уроки фехтования Сергей Яковлевич проводил с энтузиазмом, с большим желанием сделать свою роль яркой, многогранной, привлекательной. В то же время он помогал всем артистам, занятым в спектакле, своими добрыми и нужными советами.

Вскоре в Большом театре начались репетиции "Руслана и Людмилы". Здесь Лемешев исполнял партию Баяна, казалось бы, небольшую, статичную, где артист занят лишь в одной первой картине оперы. Вокальная партия Баяна — две песни. Но как они звучали у Сергея Яковлевича! Голос лился свободно, звонко, на большом дыхании и с необыкновенной теплотой. У певца была предельно ясная и четкая дикция. Ярко донесенное каждое слово, значительность и образность каждой фразы производили большое впечатление. И все это гармонировало с внешностью Баяна — Лемешева. Копна седых волос, спускающихся на плечи старца, седая окладистая борода с усами, сверкающий из-под густых бровей взор живых, умных и добрых глаз придавали облику Баяна необыкновенно притягательную силу и обаяние.

Без улыбки не могу вспомнить Лемешева в партии графа Альмавивы. В этом спектакле ярко проявился комедийный дар Сергея Яковлевича. Особенно это ощущалось в сцене, когда граф под видом пьяного солдата врывается в дом Бартоло, требуя постоя. Очень живо проводил артист и другую сцену, когда граф Альмавива, переодетый в черную длинную сутану, в шляпе с длинными полями, в больших черных очках, с нотной папкой под мышкой приходил от имени заболевшего Дона Базилио, чтобы вместо него дать урок пения Розине. Всю партию Альмавивы и эти оба превращения Лемешев проводил с тонким чувством юмора, нигде не пережимая, не переигрывая.

Большой интерес представляет одна из последних работ Сергея Яковлевича — роль, которую он исполнил в "Сорочинской ярмарке" Мусоргского. Эта роль совсем не "лемешевская", не его плана. Ведь мы привыкли слышать и видеть певца в амплуа героев-любовников. А тут вдруг ультрахарактерная партия Афанасия Ивановича, поповича. Но в этом, видимо, сказывался неуемный, ищущий, пытливый характер Лемешева-актера. Когда прошла премьера, удивлению моему не было границ. Откуда у нежного, лирического тенора вдруг зазвучали елейность, гнусавость, слащавость? Комедийный дар Лемешева и здесь проявился в полной мере. Публика от души смеялась и награждала певца дружными аплодисментами.

Я часто бывал и на концертах Сергея Яковлевича, и, кроме удовольствия, получал, как на уроках, много интересных сведений, а его вокальные и актерские приемы давали мне повод для важных выводов. Сольные выступления певца всегда проходили в переполненных залах и имели грандиозный успех.
Сергей Яковлевич тоже бывал на моих концертах, и одна из его похвал так запомнилась мне, что я хочу о ней рассказать
Я пел в тот вечер произведения Булахова, Дютша, Вар¬ламова, Оппеля, Абаза и других композиторов. По окончании моего выступления Лемешев пришел ко мне за кулисы и воскликнул: "Я поражен! Не тем, что у вас прелестно звучит голос, и что вы поете с настроением. Нет! Меня поразил "Колокольчик" Гурилева. Когда вы спели первый куплет и взяли верхнюю ноту на форте, я решил, что так и должно быть. И вам это легко. Но тогда я подумал: "А как же вы справитесь со вторым куплетом, когда эту ноту нужно будет взять на пианиссимо? И вы меня покорили. Такого пианиссимо не всякий тенор может достичь! Пожалуй, и я не смогу!".
Много лет мы с Сергеем Яковлевичем проработали в Большом театре. Мне не забыть его необыкновенно ласкового отношения ко мне. "Ванечка" — так всегда называл он меня. А ведь "Ванечка" был на голову выше Сергея Яковлевича. Видимо, потому, что я был моложе Лемешева на семнадцать лет, он обращался ко мне так по-отечески ласково. Я же, как и все актеры, особенно молодежь, боготворил Сергея Яковлевича и относился к нему с большой нежностью и любовью».

По материалам сайта www.tvkultura.ru



Hosted by uCoz