Из дневниковых записей

В рукописной части архива Валентины Караваевой есть несколько уникальных материалов:
Фрагменты детского дневника за 1934 год (часть их была опубликована в газете "Алфавит", февраль 1999 года, №7). Вале Караваевой исполнилось тринадцать лет, и она решила начать вести дневник. К сожалению, от него сохранились лишь три разрозненных листа, в которых - непосредственное мироощущение ребенка, уже знающего, "кем быть".

ФРАГМЕНТЫ ДНЕВНИКА ЗА 1934 ГОД:
/листы утрачены/
... а когда я сообщила ей свои планы быть артисткой, она сказала - Ну вот, будешь свет мой, может быть, у тебя есть талант, а вот Миша наш спервоначалу будет получать 1000 р. Может быть, и встретитесь, вот муж-то тебе был бы.
Мне, правду сказать, смешны эти рассуждения, да я и думать не хочу еще о замужестве. Да в тринадцать лет и думать об этом глупо, а в будущем - время - покажет!
Сейчас просмотрела предыдущие записи в дневнике. Мне кажется, что за последние дни настроение было отвратительным, потому что записи слишком злобны. Постараюсь взять себя в руки и не хандрить. Никак выглянуло солнышко? Наверное, не надолго, тучи опять закроют его. Вечером, быть может, еще попишу.
26/VI-34 г. Сегодня вечером в пять часов я пошла за Мосей. На углу Садовой висела афиша, возвещавшая о гастролях артистов-иллюзионистов. "Гвоздем" программы была Лиля Бек - отгадывательница мыслей. В овале она была зарисована. Это замечательно хорошенькая шатенка с большими глазами, курчавыми волосами и самым маленьким ротиком, глаза ее будто недоуменно смотрят вдаль, особенно мне понравились ее круглый нежный овал лица и нежная шейка. Таких хорошеньких можно видеть лишь на картинках. Потом она зарисована с завязанными глазами, а круглый подбородок лежит на нежных длинных пальчиках с отманикюренными ногтями, резко выделяется прямой прелестно-редкий носик. Я очень бы желала очутиться на ее месте. На афише она изображена: в одной картинке она в красивом платье на лямках с розами на груди, стянутом поясом, оборками с тюлем по бокам, она стоит на круглом столике, около нее с шарфом в красивой позе стоит Вильсон (гвоздь №2); в другой: Вильсон делает фокусы, а они и еще трое мужчин стоят поодаль, здесь...
/далее листы утрачены/

И - письмо от очень известного режиссера Александра Алова. Правда, в год написания письма Алов не был еще режиссером, ему еще не исполнилось семнадцати. Он не знаком еще с Владимиром Наумовым, с которым снимет все свои фильмы; до их "Павки Корчагина" - семнадцать лет, до Булгаковского "Бега" - тридцать один, до увенчанной призами "Легенды о Тиле" - тридцать семь.
Валентина Караваева уже училась в актерской студии при "Мосфильме", но еще не прославилась на всю страну, снявшись в "Машеньке" Юлия Райзмана, еще не попала в автокатастрофу, поломавшую всю ее жизнь. Судьба их еще не началась, было только предчувствие. И юный Алов угадал в "случайной знакомой из Эрмитажа" тот лучезарный свет, о котором многие впоследствии писали и ту печаль, которую многие так и не заметили.

ПИСЬМО АЛЕКСАНДРА АЛОВА:

Милая Валюша! Мне хочется написать Вам что-нибудь хорошее, приятное, а что - не знаю. Все это случилось так неожиданно, молниеносно и самое главное совсем недавно - только вчера. А между тем мне кажется, что мы уже давно знакомы, много лет, и вот сейчас я пишу письмо не случайной знакомой из Эрмитажа, а другу, который мне дорог и которого я люблю. Я, Валюша, долго буду помнить вчерашний вечер, Вас, моего милого "соперника": с золотыми пуговицами, наш разговор (помните?) о жизни, о людях, о великой артистке, которая "уже родилась или скоро родится", о кино. Я никогда не забуду, как Вы сидели, почему-то грустно улыбаясь, и мне тогда показалось, что у Вас есть какое-то большое горе. Не знаю, может быть, я ошибся.
Единственно, что мне очень неприятно, - это сознание того, что я Вам помешал. Я должен был уйти, но я не мог. Извините, Валюша!
Я думаю, что Вы с ним познакомились, и если он хороший человек, я очень и очень рад за Вас.
Ну, хватит. Вам, очевидно, будет скучно читать "сии неразумные словесы", поэтому больше не пишу. Вы мне обещали написать, где и когда я смогу Вас увидеть.
Жду Вашего письма.
До скорого свидания, Валюша!
Ваш Ал-р Алов.
16/VIII-40 г.

P.S. Завтра я уезжаю из Москвы на 2 дня, поэтому очень прошу Вас, если Вы напишете письмо, не отсылайте его до 19-ого.
А.А.

По материалам сайта www.museikino.ru



Hosted by uCoz