"Как Золушка. 100 лет несчастной девушке, ставшей принцессой."
Если бы крохотная блондинка Янина Жеймо сыграла даже в одной-единственной картине «Золушка», она всё равно бы навсегда вошла в золотой актёрский фонд советского кино.


29 мая 2009 года исполнилось 100 лет со дня рождения артистки.

********Девочку сыграла в 38

«Янина Жеймо была великой актрисой советского кино, - говорит публицист Виталий ВульФ. - Крохотного роста, с огромными глазами, божественной пластикой, нежным голосом. Её сравнивали с итальянкой Джульеттой Мазиной. Главная картина Жеймо была снята в 1947 году - «Золушка» Надежды Кошеверовой. Это великая лента не только потому, что там сыграли Эраст Гарин, Фаина Раневская, Елена Юнгер. Зритель верил чистоте помыслов Жеймо, доброму взгляду. Никто не мог догадаться, что актрисе в реальной жизни почти 40 лет.

Хрустальные туфельки 31-го размера костюмеры «Ленфильма» делали на заказ. Это была поистине ювелирная работа. Правда, Жеймо в них не ходила и не танцевала. Сделать в них даже пару шагов было невозможно. Башмачки из оргстекла реквизиторы разрешали только примерить, войти в них в кадр и тут же снять.

Сцены с Золушкой снимали в основном по вечерам - Жеймо была старше обеих «сестёр» и просила режиссёра не ставить её в кадр в утренние часы: «утром у неё лицо не такое».
В военные годы декорации на «Ленфильме» были разбомблены или сожжены. Поэтому всё приходилось делать заново. Для съёмок бала во дворце участники съёмочной группы несли из дома пережившие блокаду и не пошедшие на растопку и обогрев квартир старинные вещи. Кресла и вовсе были трофейными, привезёнными из Германии… Платья для фрейлин и придворных королевской свиты шили из занавесок. Сегодня «Золушка» - это уже классика кино. А тогда, в конце 40-х... Фильм «Золушка» чиновники Министерства кинематографии оценили как слабый и вредный. В газете «Правда» - органе ЦК КПСС - была опубликована статья, в которой прямо говорилось: «Золушка» - большая идеологическая ошибка». Не вместилась в идеологические рамки и лента «Моя Родина» с участием Жеймо: она, комсомолка, укрепляет дружбу между народами. Спор об этом фильме дошёл до Сталина. Коба посмотрел и вынес суровый вердикт: «Картина вредная». Надо ли говорить, что после такой оценки «Родину» сняли с проката? Такая же судьба постигла и другие фильмы с участием Янины Жеймо...

«В юности Янина Жеймо окончила студию «Фабрика эксцентрического киноактёра».
Первым мужем Янины Жеймо стал актёр Андрей Костричкин. (В браке родилась дочь Янина.) Когда-то он тоже прогремел как исполнитель эксцентрических ролей. Костричкин снимался в «Новом Вавилоне», а Жеймо играла там Терезу-циркачку. Эта роль была близка ей - актриса с 3 лет выступала на арене с музыкальными номерами, была гимнасткой, балериной, наездницей...

********Забыла даже алфавит

«Ещё до войны Жеймо вышла замуж во второй раз - за великого режиссёра Иосифа Хейфица, - рассказывает Вульф. - В браке родился сын Юлий Жеймо, он стал оператором, жил в Польше.

Когда началась Великая Отечественная, Хейфиц эвакуировался в Ташкент. Жеймо отправила и детей в эвакуацию, а сама осталась в Ленинграде. Получала паёк 125 хлеба в сутки. Трудно представить маленькую хрупкую актрису в ватнике, тулупе, валенках, с винтовкой. Но так было. Она была зачислена в истребительный батальон. Жеймо состояла в концертной бригаде «Ленфильма», выступала в госпиталях, парках. По ночам дежурила на крышах, гасила зажигательные бомбы».

В 1942 году Хейфиц вызвал жену в Ташкент. Жеймо добиралась к нему целых два месяца. Её эшелон бомбили, он стоял неделями в тупике. До Хейфица дошли слухи, что его супруга-актриса во время очередной бомбёжки погибла. Режиссёр, даже не делая вид, что скорбит и страдает из-за смерти жены, тут же заводит роман с молоденькой. И вдруг… Жеймо - живая и невредимая - приезжает в Ташкент… Чуть ли не на свадьбу мужа. Когда будущая Золушка узнала об измене любимого ею Хейфица, её охватило отчаяние. От нервного шока из-за предательства мужа она хотела отравиться газом. Жеймо теряет память. Даже алфавита больше не помнит… Недавний ад ленинградской блокады и постоянное недоедание только усугубляют ситуацию со здоровьем…

Незнакомый доктор дал ей пузырёк с лекарством, велев принимать его каждое утро. Через месяц Жеймо уже вспоминает некоторые буквы, заново учится составлять на бумаге слоги. В итоге актриса спросит: «Доктор, что это за чудо-микстура?» - «Глупенькая Янечка! Это просто вода из-под крана… Но главное - самовнушение! Ты верила, что выздоровеешь, вот и начала поправляться».

«Янину Жеймо выхаживал от болезни польский режиссёр Леонид Жано, который был влюблён в неё много лет, - говорит Вульф. - У них сложился очень счастливый союз. Жано лелеял жену и оберегал её покой от безумного количества поклонников...»

После «Золушки» в советском кинематографе начался период малокартинья. Янина Жеймо играла в Театре киноактёра, дублировала иностранные и отечественные картины. Её голосом говорит Герда в «Снежной королеве», героиня фильма «Марти»…

В конце 50-х Янина Болеславовна уехала с мужем Леонидом Жано в Варшаву и последние годы жизни прожила там. Но часто приезжала в Москву.

И умерла Янина Болеславовна тоже в Москве - в 1987 году».

/ Ольга Шаблинская, по материалам сайта www.aif.ru/

Hosted by uCoz