"Драма Ивана Бровкина"
Назад
Телеканал «Россия»
Творческая мастерская «Студия А»

«ДРАМА ИВАНА БРОВКИНА»

Владимир Меньшов, кинорежиссер, актер:
- Леонид Харитонов- актер, трудно, конечно, сейчас понять, представить степень его популярности в конце 50-х. Это было просто убийственно.
Олег Анофриев, актер:
- Он был на высоте недосягаемой по своей популярности по сравнению с Яншиным, Грибовым, Тарасовой, т.е. с корифеями, великими актерами и актрисами своего времени. Он был все равно на голову выше по популярности.
Татьяна Доронина, актриса:
- Он остается любимым актером, но о том, что это был БОЛЬШОЙ актер, необходимо напоминать обязательно.
Судьба подарила Леониду Харитонову роль кумира поколения. Он не мог представить, что годы спустя она безжалостно отберет эту роль. Что наступит время, когда не придется выходить на съемочную площадку, перестанут присылать приглашения на премьеры в Дом кино, в родном театре он будет невостребован и окажется лишним, поклонники его забудут, а кто-то будет думать, что он давно умер.
Звезда Леонида Харитонова взошла 5 сентября 1955 года после премьеры фильма «Солдат Иван Бровкин» в кинотеатре «Ударник». Только в первые дни фильм посмотрели почти 1 миллион зрителей. В пятидесяти четырех кинотеатрах и клубах Москвы стояли бесконечные очереди, а жучки-спекулянты наживались, продавая билеты по рублю при номинальной стоимости 10 копеек. По статистическим подсчетам каждый зритель СССР посмотрел «Ивана Бровкина» не менее трех раз.
Дая Смирнова, кинокритик, актриса, исполнительница роли Любаши в фильме «Солдат Иван Бровкин»:
- Пятьдесят пять лет мне задают вопросы «ах, Бровкин, ах, Бровкин».. . Когда я снималась в этом фильме, думала, что это рядовое советское барахло, заказной примитив, о чем там говорить, что там играть вообще….
Т. Доронина:
- Леня Харитонов определил вот эти 50-е годы и героя 50-х…
Леонид Харитонов вывел на экран абсолютно новый тип героя: на смену брутальным богатырям появился щупленький маленький парнишка, не из сказки, а из жизни, Иванушка-дурачок. Поступки его не всегда правильные, но вызывающие сочувствие и симпатии зрителей.
В. Меньшов:
- То, что он оказался в нужном месте в нужное время- это очень важно. И соответствовал этому времени. Не просто его поставили- какой хорошенький, какой симпатяга, давай его поставим- а он еще и сыграл, и эту тему открыл.
В сценарии был написан совсем другой образ Бровкина- не такой обаятельный и яркий. Именно мастерство артиста Харитонова обеспечило фильму долгую жизнь и любовь зрителей к герою.
Д. Смирнова:
- Вся армия, все допризывники, послепризывники это принимали как свое.
В военкоматы приходят призывники и просят направить их именно в ту часть, где служил сам Иван Бровкин. Он становится законодателем моды, правда, такой же незатейливой, как и время. Молодежь стрижется «под Бровкина», все парни учатся играть на гармошке. Министерство обороны обращается в министерство культуры с просьбой о шефской помощи: не хватает копий картины.
После выхода фильма на экраны письма артисту идут мешками. Адрес указывается просто: Москва, Кремль, Леониду Харитонову или Ивану Бровкину. Харитонов был первым актером, кому письма стали адресовать прямо в Кремль.
В это же время Леонида Харитонова приглашают на работу во МХАТ. Впервые туда поступает молодой актер, с известностью которого мало кто из прославленной труппы может сравниться. Леонид попадает в театр, о котором больше всего мечтает. Он еще не знает, что долгие годы его здесь будет ждать работа статиста, а роли, которые он хотел играть, в репертуаре для него не найдутся.
Владимир Трошин:
- Нам доставались, как говорится, с барского стола объедки. Где-то кто-то заболел из этих замечательных артистов, ну тогда кого-то из нас введут куда-то на какую-то роль в порядке такого случайного момента. И Леонид попался тоже в эту мясорубку.
После главных ролей в кино он получал роли, которые порой даже не указывались в театральных программках.
Борис Поюровский, театровед:
- Скажем, в «Анне Карениной» в сцене скачек он озвучивал лошадь Фру-Фру. Его это никак не тяготило, хотя конечно стремиться к этому он не мог.
Валерий Усков, кинорежиссер:
- И в одном из актов, где на первом плане сидели великие актеры Ливанов, Грибов, тут еще и вели диалог, у него был просто проход с хомутом. И когда он появлялся, в зале раздавались дружные аплодисменты, заглушающие речи первоплановых больших актеров. Пришлось снять его проход на втором плане….Настолько его любил зритель.
Лев Дуров, актер:
- Я помню, они выезжали на гастроли, и из автобуса выходили Яншин, Грибов, Тарасова. Какое там… «Харитонов, Харитонов…» Все «народные» в тень уходили.
О. Анофриев:
- Представляете, к чему это приводило внутри театра? Конечно, к конфликтным ситуациям, к зависти.
В. Усков:
- Театр очень непростой. Это действительно академический театр. Там было немало высококлассных актеров. И рядом с ними существовать на сцене очень опасно, и просто невозможно. Не всякий мог удержаться там.
Ошеломительная популярность в кино дорого обойдется Леониду Харитонову в театре.
А в кино приглашения на съемки следуют одно за другим. За четыре года- 8 главных ролей. Помимо «Ивана Бровкина», «Школа мужества», «Васек Трубачев», «Сын», «Улица полна неожиданностей»…
Фильм «В добрый час!» становится культовым для молодого поколения. «Ну разве это самое важное, кем я буду? Каким буду- вот главное!» Эта фраза после фильма стала девизом всей советской молодежи.
В 50-е годы в советском кино реально существовала харитоновомания. В Бюро пропаганды советского киноискусства как-то подсчитают, сколько и чьих фотооткрыток было продано в киосках Союзпечати. Леонид Харитонов обойдет всех, даже Аллу Ларионову, в то время первую красавицу советского кино. На одном из концертов во Владимире, где проходил творческий вечер, произойдет случай, который больше никогда ни с одним артистом не повторится.
Б. Поюровский:
- Когда эта встреча кончилась, выйти из здания было невозможно. Машина подошла просто вплотную к крыльцу, это была «Победа», и когда мы сели в эту машину- и он, и музыканты, и его партнерша, все набились в эту машину, и водитель хотел тронуться с места, то публика подняла эту огромную машину и какое-то время несла ее на руках. Я ничего подобного не видел.
В улыбку Леонида Харитонова были влюблены все девушки Советского Союза.
Б. Поюровский:
- Я сам неоднократно был свидетелем того, как мы шли, и к нему подходила какая-то барышня или какие-то барышни, просили у меня прощения и говорили: «Разрешите, мы хотим поговорить с Леонидом Владимировичем». Я отходил в сторону, и через минуту он возвращался ко мне. Я говорю: «Чего она хочет?» «-Она хочет от меня ребенка».
Роль, ставшая для Харитонова звездной, пришла к нему во время медового месяца. В фильме есть замечательная песня, которую должен был исполнять сам Сергей Лемешев. Но Харитонов уговаривает режиссера отдать песню ему. Именно так он хочет еще раз объясниться в любви, как застенчиво говорит он сам, «конкретному лицу».
Всеволод Инин, друг детства:
- Я говорю, а «конкретное лицо», оно догадается, что ты поешь для нее? Он говорит: «Конечно».
Светлана Сорокина, однокурсница Леонида Харитонова, и будет тем конкретным лицом.
Б. Поюровский:
- Просто так случилось, Вениамин Захарович Радомысленский, который много лет был ректором Школы-студии МХАТ, если узнавал, что между студентами существуют какие-то близкие отношения, он вызывал и говорил им: «Идите сейчас же регистрируйтесь, иначе я вас из Школы-студии уволю».
Л.Дуров:
- Света же, она была высокая, рыжая, а Леня маленький, курносенький, но это не имеет никакого значения, они очень любили друг друга, и было понятно, что это закончится женитьбой.
К сожалению, через три года они расстанутся…
Д. Смирнова:
- Ему не следовало от Светы уходить, ему надо было ее всю жизнь слушаться, и все было бы в порядке.
В конце 60-х уже после развода со Светланой Харитоновой произойдет трагедия- она случайно собьет пешехода. Леонид Харитонов будет навещать ее на поселении.
А в конце 70-х судьба сыграет с Леонидом Харитоновым горькую шутку. Когда он будет забыт, к нему вернется на короткий и обманчивый миг его невероятная слава.
В Меньшов:
- Я боялся, что он откажется, потому что конечно в этом драматургическом ходе можно было усмотреть для него некоторую унизительность, потому что, вот, это было время, когда он был знаменит, а кто он теперь…
Актер Леонид Филатов вспоминал об одном эпизоде: когда снимался в главной роли в фильме «Из жизни начальника уголовного розыска», он с изумлением узнал в загримированном старичке легенду кино 50-х, своего тезку Леонида Харитонова. После съемки Филатов, не утерпев, спросил: «Леонид Владимирович, как же так, вы, такой знаменитый актер, согласились на такую маленькую роль?» Филатова поразили его слова, которые он произнес без обиды, без горечи и без боли: «Леня, я хотел бы, чтобы ты никогда этого не понимал, почему артист иногда соглашается на маленькие эпизоды».
Актером Леонид Харитонов быть не собирался. Решение возникло неожиданно. Впервые после войны в Северную столицу на гастроли приезжает МХАТ. Рядом с афишами Леонид замечает скромный листок- Школа-студия объявляет набор в Ленинграде.
Т. Доронина:
- И вот подходит ко мне совершенно очаровательный, очень обаятельный мальчик в светлом костюме, и особенностью его являлся очень длинный вязаный галстук, тогда были модны вязаные галстуки. И вот с этим галстуком, считая себя, очевидно, очень модным и очень красивым, подошел мальчик и очень просто спросил, как во дворе, когда дети знакомятся: «Тебя как зовут?» Я говорю: «Таня». «А я Леонид».
Конкурс оказался самым высоким после войны: 500 человек на место. Испытание выдержали всего трое: Татьяна Доронина, Леонид Губанов и Леонид Харитонов. На последний тур они должны были ехать в Москву.
Т. Доронина:
- Для того, чтобы приехать в Москву, а жили тогда все одинаково, т.е. одинаково бедно, взяли билеты на поезд, который идет сутки до Москвы. Читали друг другу стихи эти сутки, брали чай, который тогда стоил очень дешево- 5 копеек, и ели бутерброды. Счастливы были необыкновенно.
Родители расстроились, узнав, что их сын поступил в театральный. Мама была врачом, папа инженером, они мечтали видеть сына человеком серьезной профессии, тем более за плечами Леонида был первый курс юридического факультета Ленинградского университета, перед ним могли открыться серьезные перспективы.
Виктор Харитонов, младший брат:
- Я подслушал беседу с родителями. Он сказал, что его вызывали и предлагали быть разведчиком.
Вадим Козловский, ветеран службы внешней разведки:
- Человек был очень общительный, живой, умел расположить к себе. Это все очень желательно для сотрудника спецслужбы.
Леонид не решился связать свою жизнь с разведкой, правда до конца своих дней будет убежден, что именно из-за этого ему ни разу не удастся выехать за границу, даже на гастроли с театром.
В начале 50-х студентам не разрешали сниматься в кино на первых курсах. Звезда фильма «Сказание о земле сибирской» Владимир Дружников был отчислен за съемки. Но ради Леонида Харитонова единственный раз будет нарушен суровый устав мхатовской школы.
Л. Дуров:
- Он был самый способный у нас на курсе. Все это прекрасно сознавали, понимали.
После нескольких лет массовки Леониду Харитонову наконец везет: он получает главную роль в посредственной комедии «Дорога через Сокольники». Только благодаря Харитонову спектакль проходит 400 раз- таких аншлагов во МХАТе в те времена не было. Проявляет он себя и характерным артистом в «Ученике дьявола» Бернарда Шоу. Но потом вновь разочарование: репертуар не обновляется, начинается бесконечное ожидание новой работы. Многие молодые актеры постепенно уходят из МХАТа. В начале 60-х Леонид Харитонов тоже пробует работать в других театрах. Но ни Театр Ленинского комсомола, ни Театр Пушкина родным домом не становятся. Везде в нем видят популярного киногероя. В Театре Моссовета он пробуется на роль Теркина, но режиссер прямо говорит ему: «Мне нужен Теркин, а не Бровкин».
Т. Доронина:
- Актер зависим очень. Он не определяет, как правило, репертуар. Он выполняет то, что ему так или иначе назначают. А если еще не очень соответствующее его дару отношение театра к нему, то получается, что он обозначен вот на этом островке под названием «молоденький солдат».
А в кино в конце 50-х Харитонов выбирает роли уже сам.
В 1957 году он начинает сниматься в фильме «Улица полна неожиданностей» и влюбляется в первый же съемочный день в свою партнершу - юную актрису Джемму Осмоловскую. Еще абитуриенткой ВГИКа она была приглашена на главную роль в нашумевшем фильме «Повесть о первой любви». Дебютантка тут же становится знаменитой.
Б. Поюровский:
- Так часто бывает в театре и в кино, что люди влюбляются, и эта влюбленность потом переходит и в реальную жизнь.
В. Харитонов:
- Ленечка влюбчивый. Романов было много, но действительно душевных. С Джеммой были очень хорошие взаимоотношения и прекрасная романтическая любовь.
Когда фильм выходит на экраны, они уже муж и жена. Их называют самой звездной парой советского кино. Рождается сын Алексей, который будет его единственным ребенком. Харитонов отдает ему все свободное время. Этот счастливый период в жизни Харитонова окажется слишком коротким.
Неожиданно во время съемок при проявке пленки режиссер обращает внимание, что у Харитонова красные глаза. Актер объясняет это открывшейся блокадной язвой.
В 1941 году военные операторы снимают налет в бомбоубежище, куда Леню с мамой привели бойцы ПВО. Впоследствии эти кадры войдут в фильм Романа Кармена «Блокада», и Харитонов, зайдя в небольшой провинциальный кинотеатр, узнает себя в этих кадрах.
В. Харитонов:
- Он всю блокаду был в городе.
В. Инин:
- Самые трудные времена это 41-ый, 42-ой годы. Мы много рисовали, но в основном рисовали еду. Вот этим мы отвлекались и мысленно съедали все это.
В. Харитонов:
- Озверев от голода, съели мыло. И это, как потом выяснилось от врачей, вызвало у Лени язву.
После войны Харитонов долго болел туберкулезом. От него он вылечился, а вот язва преследовала его всю жизнь и открывалась в самые неподходящие моменты.
В. Харитонов:
- У него язва открылась на съемках, особенно жестоко на “Солдате Иване Бровкине”, там это видно, у него прямо глаза красные. Действительно, прописали спирт, надо было его пить на голодный желудок. Вот и рубцевали спиртом. Дорубцевались. Конечно, это очень повредило.
Алексей Харитонов, сын:
- Про него ходили сплетни, что он много выпивает. Я не могу сказать, что это была неправда. Но лично я видел его с рюмкой один раз в жизни.
В. Усков:
- Он стал пить, по сути дела, не по собственной инициативе, а вот из-за любви к нему люди его на это подтолкнули. Обидеть человека нельзя, он подходит, с ним надо выпить. И тоже к этому делу приучаешься. Это была беда. Это был тот образ жизни…. Это Россия….
Сотни тысяч поклонников Харитонова заваливают Студию Горького, Госкино и даже ЦК письмами с требованиями снять продолжение «Ивана Бровкина». Впервые в советском кино будет снят второй фильм с участием одних и тех же героев. Также впервые под артистов, уже сыгравших в первом фильме, специально пишется сценарий. Сценарий был написан по правильным идеологическим лекалам времени: главный герой оказывается на целине, именно там, куда отправились по призыву партии и комсомола почти 2 миллиона добровольцев строить, как тогда говорилось, новую жизнь.
Вторая серия проходит по стране с таким же триумфом и становится лидером проката. Но все замечают перемены в актере…
Б. Поюровский:
- Посмотрите «Солдат Иван Бровкин», а потом «Иван Бровкин на целине».. Ведь всего три года прошло, а масса тела очень увеличилась.
Д. Смирнова:
- Ему очень не шел возраст. Он перестал быть мальчиком и стал так, кругленьким дяденькой каким-то. А когда он стал «не мальчиком», так он уже стал не таким интересным.
В. Усков:
- При всей любви к Харитонову, не каждая роль ему подойдет с его данными, и ростом, и внешними данными. Хотя мне кажется, он мог сыграть все.
После роли Бровкина, ставшей впоследствии для Харитонова и подарком, и наказанием, главных ролей в кино Леонид Харитонов больше никогда не получит.
В. Трошин:
- Не может так быть, наверное, чтобы всю жизнь с юного возраста своего актерского и до последних старческих дней ты самый популярный, самый знаменитый. Так не бывает.
У актера начинаются эмоциональные срывы. В этот сложный период Харитонов не находит в семье понимания и поддержки. Жену-актрису больше волнует собственная карьера.
А. Харитонов:
- Я думаю, что родители расстались не очень хорошо. Это была болезненная процедура, и много таких расставаний человек пережить не может.
Самым драматичным последствием развода для Харитонова станет запрет на встречи с сыном.
А.Харитонов:
- Это всегда было для меня неожиданно. Допустим, я выходил и возле школы видел стоящую машину. Я открываю дверь, сажусь в машину, мы начинаем ехать и по дороге о чем-то разговариваем. Вот такие воспоминания.
В 60-е годы Леонид Харитонов начинает ощущать забвение. За 20 лет он снимется всего в нескольких небольших ролях. Стареющих пареньков он играть не хочет, зато с удовольствием пробует сниматься в сказках. Харитонов берется за любую работу, записывается на радио, снимается на телевидении. А в театре мечтает о роли Федора Иоанновича. Он готовит ее всю жизнь, но никогда не выйдет в этой роли на сцену. Лишь один раз на своем вечере в ВТО он потрясет этой работой зрителя.
В 1970 году во МХАТ приходит Олег Ефремов. Леонида Харитонова связывает с ним общая юность. В свое время он мог бы уйти за ним в «Современник», но остался в любимом МХАТе.
Надежды на Ефремова не оправдываются. Ставка в театре делается на тех, кого приводит с собой главный режиссер. И опять Харитонов и многие его коллеги остаются за бортом.
Т. Доронина:
- При всем моем обожании, театр вот в этом качестве можно назвать жестоким. Жалко, что это в большой степени относилось к замечательному актеру Леониду Харитонову.
Если в 50-е годы молодым актерам не давали играть великие старики, то в 70-е они сами поневоле превратились в лишних людей в театре, во второй раз попадая в закулисную мясорубку. Для Леонида Харитонова и многих его коллег это становится личной драмой, а для некоторых и трагедией: один из самых ярких актеров, пришедший в 50-е годы во МХАТ, первый Печорин в кино Анатолий Вербицкий, не выдержав отсутствия работы, совершает самоубийство, открыв на кухне газ…
Леонид Харитонов не желает отчаиваться.
В. Харитонов:
- Была надежда все время. Он все время говорил: «Все, вот будет распределение… Мне Олег обещал…» Потом подходит, а там ничего нет. Это было просто ужасно… И молчащий телефон.. Для художника это просто трагедия.
Харитонов ищет любую возможность, чтобы реализовать себя, поэтому он с радостью берется за предложение преподавать в родной Школе-студии МХАТ. Там он знакомится со студенткой-первокурсницей Евгенией Гибовой, которая вскоре станет его преданной и верной женой.
В. Усков:
- Тема разводов перестала существовать в его жизни, когда он встретил Женю. Это я знаю.
Л. Дуров:
- Очень любил ее и звал ее «собакой». “Моя собака завтра приезжает,”-так радостно говорил.. Он ей в лицо это говорил, ей это нравилось..
Многим этот союз казался странным: мягкий, интеллигентный Харитонов и жесткая, тяготеющая к мистике Евгения. Не все друзья и близкие приняли этот брак. Но тем не менее прожили они вместе более двадцати лет.
В. Усков:
- Женя- это то, что ему было надо, и душе его, и сознанию, и всему остальному. Она у него училась, а потом он учился у нее. Она была очень, просто очень незаурядной личностью.
Харитонов всегда довольствовался самым необходимым: жил в небольшой кооперативной квартире, на которую копил много лет. Самой большой драгоценностью было обручальное кольцо, купленное за 20 рублей. Страстный автомобилист, он много лет мог позволить себе ездить только на «Запорожце».
В. Усков:
- Мы все приезжали на «Волгах», тогда это был шик. У меня была «Волга», я с гордостью на ней ездил, и Леня рядом подъезжал на «Запорожце» с женой. Но как они выходили из этой машины, так я не выходил из «Волги», так сейчас, наверное, не выходят из «Мерседесов».
Он никогда не пользовался своей славой, даже на пике популярности, никогда не просил за себя.
Б. Поюровский:
- Когда однажды один хороший актер, хорошо относясь к Лене, сказал Екатерине Фурцевой, что надо было бы дать Харитонову звание перед каким-то юбилеем, она сказала: «Рановато ему быть народным артистом СССР». А тот говорит: «Да он не имеет звание даже заслуженного». Она говорит: «Что вы глупости говорите, он давным-давно народный артист России». А вот СССР еще рано…
В. Харитонов:
- Фурцева была вспыльчивым человеком, она сказала: «Я сейчас проверю». Проверила- действительно. И вот ему дали звание заслуженного артиста.
Заслуженный артист республики Леонид Харитонов имел концертную ставку всего 7 рублей 50 копеек. В годы его огромной популярности предприимчивые администраторы зарабатывали на нем большие деньги: Харитонов собирал полные залы и стадионы. А в 70-е годы не отказывался даже от выступления в сельских клубах. В багажнике автомобиля постоянно лежал наготове чемодан с концертным костюмом и кинороликом.
В. Трошин:
- Помню, как-то на десятиместном самолете перебрасывали нас в какое-то немыслимое место, через тайгу. Кто-то из нас увидел какой-то барак. Самолет садится, выходим, а там оказывается несколько сотен рабочих. И вот один концерт, другой концерт, а там клубишко маленький, человек на 100-120, третий концерт, четвертый. Сил никаких. 11 часов вечера- еще концерт, в час ночи еще концерт.
Б. Поюровский:
- Мне позвонила Женя- она мне никогда не звонила- она позвонила мне и рыдая сказала, что ему очень плохо, и вот нельзя ли ему помочь. Я спросил, как это случилось, но она от меня скрыла, что он был на гастролях и давал там по шесть концертов в день с роликами по сельским клубам.
Работа на износ приводит к катастрофе: с ним случается удар, но он выкарабкается после первого инсульта.
В. Трошин:
- Вышел из больницы, таскает ногу, сразу на работу. И на другой день производственное совещание в театре, собрание.
1987 год. В театре назревает раскол. Этот год войдет в историю театра под названием «великая битва за МХАТ». В театре идут бесконечные собрания и дискуссии.
В. Трошин:
- Ну что хорошего на этих собраниях? Выясняют отношения обычно люди. Ленька все на полном серьезе воспринимает, тут же ввязывается в спор, в шум, начинает толкать речи, громко, выходит на середину, я его хватаю, тащу обратно. Он говорит: “Подожди, надо сказать, дело серьезное”. Он себя не жалел.
Б. Поюровский:
- Я не обвиняю Ефремова, но обстоятельства так складывались, люди в наших условиях не могут остаться просто на улице. Леня боролся против этого, ходил в ЦК, хлопотал.
Леонид Харитонов считает, что это не раздел, а дележ театра. Эта позиция нравится далеко не всем. О Харитонове начинают распускать неприятные слухи, что он после тяжелого инсульта не в себе, многие стараются держаться от него подальше.
Т. Доронина:
- Ко мне подошел один артист и сказал: “Что ты так общаешься с Леней? Не надо с ним так уж общаться. А ты знаешь, что он..” И тут сказал он такое очень неприятное слово, которому я не поверила, и я сказала, что этого не может быть.
На одном спектакле происходит беспрецедентный случай: театральный врач получает указание освидетельствовать на вменяемость актера. Врач на это не идет. Дирекция театра находит повод объявить выговор: за импровизацию в спектакле. Его фактически отлучают от сцены.
Т. Доронина:
- По театру ходил настороженный очень человек, не понимающий, за что и почему…
В. Усков:
- В первый и последний раз я видел его какого-то странного, он не был пьян, но ощущение было, как сдвинулось что-то.
Последняя надежда Леонида Харитонова в театре была связана с возобновлением спектакля «Уходя, оглянись», в котором он играл одну из лучших своих ролей. Но уже полным ходом готовится раздел. Олег Ефремов дает приказ сжечь декорации.
А. Харитонов:
- Потеряв возможность работать, он как-то потерял интерес к жизни. Дело было именно так.
В эти же драматичные дни министерство культуры выпускает постановление о конкурсной системе в театрах. Комиссии получают право тайным голосованием решать судьбы артистов- кого оставить в театре, а от кого как от балласта труппа должна избавиться.
Б. Поюровский:
-Так случилось, что в первый же конкурсный год Леня был выставлен на конкурс. И он этот конкурс не прошел.
Т. Доронина:
-Какой конкурс для Лени Харитонова? Какой? Зачем? Для того, чтобы свести раньше в могилу? Ну, свели….
В 1983 году он получит от своего друга кинорежиссера Валерия Ускова приглашение сняться в фильме «Вечный зов». Он сразу согласится, не зная, что эта роль будет последней.
В. Усков:
- И вот вечером начинается съемка. Он играет командира танка. Мы снимали эпизод, когда танк подбивают, несут его на руках. Когда его мимо меня проносили, он мне шепнул: “Прошу тебя, не убивай меня. Я еще хочу тут у вас пожить немножко”.
Леонид Харитонов умер 20 июня 1987 года после второго инсульта, не приходя в сознание. Ему было всего 57 лет.
Судьба в последний раз пощадила его: он так и не узнал, что в театре, в котором он прослужил почти 40 лет, он не прошел творческий конкурс. На его похороны соберется весь МХАТ: в последний раз Татьяна Доронина и Олег Ефремов будут стоять рядом. Через два дня произойдет раздел МХАТа.

P.S.
Памятник Леониду Харитонову помогли поставить абсолютно незнакомые люди, не имеющие отношения ни к театру, ни к кино.
Б. Поюровский:
- Мы пошли к начальнику Метростроя. Он оказался милым, простым человеком, который нас замечательно принял, посмотрел этот проект и спросил, сколько у нас есть денег. Мы сказали. Он ответил: “Ну и хватит. Мы за эти деньги поставим ему памятник. Будем считать его почетным метростроевцем”…


Студия А по заказу ФГУП ГТК «Телеканал «Россия». 2006



Hosted by uCoz